ВЕЛИКАЯ ЛАВРА - Страница 34

В 1812 г. кавсокаливийские отцы в благодарность за чудесные исцеления по молитвам к преподобному Нилу решили устроить храм в его честь внутри самой пещеры. Во время строительства были обретены мощи Нила и перенесены в Великую лавру, где они были торжественно встречены Константинопольским патриархом Григорием V, будущим новомучеником, в то время подвизавшимся в Великой лавре. В настоящее время в келлиях св. Евфимия и Всех святых, находящихся рядом с пещерой преподобного Нила, живут пять монахов. В самой пещере Нила после его кончины никто не жил. Подворья Великой лавры за пределами Афона. Древнейшее подворье, приобретённое Афанасием в 993 г. за 70 золотых монет, – Кира-Панагия (современное Кира-Панайя на одноимённом острове, Северные Спорады). В лучшие времена Великая лавра обладала 365 подворьями, большая часть которых была отнята во время турецкого владычества, остальные переданы в пользу беженцев из Малой Азии в 1920 гг. В настоящее время помимо Кира-Панайя Великая лавра имеет подворья на островах Скандзура, Скопелос, Скирос, Айос-Эфстратиос, Идра, монастыри Успения Пресвятой Богородицы (Ханья, Крит), Святой Троицы в Волосе, Агиа-Мони в Каламате и подворье в Сикее (Халкидика). Великая лавра является одним из крупнейших центров богослужебного пения на Афоне. В её библиотеке хранится около 300 певческих рукописей (т.е. примерно десятая часть от общего числа афонских музыкальных кодексов). Наличие собственной певческой традиции подтверждается встречающимися в рукописях надписаниями песнопений: «Поемое во Святой и Великой Лавре Святой Горы» (вторая половина XVI в.), «глаголемое лаврское» (середина XVII в.). Из древних певческих рукописей, хранящихся в библиотеке Великой лавры, исследователи называют Ирмологий X в. Два листа из этой рукописи с ирмосами первого гласа (рождественского канона Космы Маюмского, воскресных канонов Космы и Илии, Иерусалимского патриарха, а также последование ирмосов Германа I Константинопольского), мелос которых записан ранневизантийской шартрской нотацией, оказались в собрании епископа Порфирия (Успенского). Из мелургов-лавриотов византийского периода известны Иоанн Кукузель, доместик Григорий Гликис (оба раньше середины XIV в.), монах и доместик Варфоломей (вторая половина XIV в.), иеромонах, игумен и доместик Анфим (XV в.). В Великой лавре хранятся две из восьми известных в настоящее время рукописей, содержащих «Повествование о жизни великого маистора музыкального искусства кир Иоанна Кукузеля» (один список «Повествования» хранится в России). Из его песнопений известны матима на память апостолов Петра и Павла (29 июня, славник на литии) первого плагального гласа, стихира св. мученикам Мине, Ермогену и Евграфу (10 декабря, славник на «Господи воззвах») – «Язык твой – истинная трость писца» второго плагального гласа (стихира Симеону Столпнику; 1 сентября), матима апостолам Петру и Павлу (29 июня, славник на литии), тропарь девятой песни канона в Неделю Пасхи, первый глас; матимы, надписанные его именем, содержатся также в рукописях конца XVII – начала XVIII в. Сохранился мелос песнопений, принадлежащий мелургам из Великой лавры более позднего времени: иеромонаху Луке (XVII в.), проигумену Серафиму (вторая половина XVIII в.), проигумену Софронию из Мадита (первая половина XIX в.). Известны также имена некоторых мелургов Великой лавры, о времени жизни которых исследователи судят только по terminus ante quem – датировке рукописей, содержащих их песнопения: иеромонаха Паисия (XVI в.) – стихи третьего псалма четвёртого плагального гласа, монаха Неофита – херувимская первого плагального гласа, иеродиакона Герасима – стихи 136-го псалма третьего гласа, воскресный причастен первого гласа и матима великомученику Артемию «Приидите, мучениколюбцев собрание» первого плагального гласа.



 
PR-CY.ru