ВЕНИАМИН, Муратовский Василий Антонович - Страница 5

Слова патриарха были истолкованы обновленцами как несомненное признание их синода единственной канонической властью в РПЦ. Воззвание «III всероссийского поместного собора» без оговорок утверждает, что обновленцы действуют «в неразрывном единении с Восточной церковью через первых по чести предстоятелей её – патриархов Константинопольских Мелетия, Григория VII, Константина IV и Василия III». К началу обновленческого «Собора» стало очевидно, что декларированная в предсоборной «кампании» цель объединения с «тихоновской» и прочими христианскими церквами СССР (на «Собор» были приглашены представители Грузинской, Армянской церквей, старообрядцы, русское заграничное духовенство и др.) достигнута не будет. В документе, опубликованном в день открытия «Собора», его цель формулируется уж иначе: выразить своё отношение к «тихоновцам» и отказаться от примирения с ними. «Собор» открылся 1 октября 1925 г. в храме Христа Спасителя служением литургии, которую возглавил Вениамин; сонм сослужащих священников возглавил архимандрит Василий (Димопуло, поддерживавший отношения и с обновленческим синодом и с канонической РПЦ). Почётным председателем «Собора» был избран Константинопольский патриарх Василий III, в связи с чем ему была послана телеграмма; председателем стал Вениамин. Значительное место в программе «Собора» отводилось обсуждению участия «Русской Церкви» в планируемом Вселенском соборе. Русскую делегацию, разумеется, из обновленцев, должен был возглавить Вениамин. На «Соборе» были приняты постановления, отменившие созыв Соборов в дальнейшем и передавшие всю полноту власти синоду навечно. «Собор» также «даровал автокефалию» Украинской церкви (упразднённую через восемь лет постановлением «первоиерарха» и синода). На последнем заседании был избран многочисленный синод, который избрал президиум. В президиум вошли председатель синода Вениамин, почётные члены – архимандрит Василий (Димопуло) и представитель Александрийского патриарха архимандрит Павел (Канатодис). 25 октября 1925 г. синод направил послание Сербскому патриарху Димитрию, желая получить признание своей легитимности, к посланию были приложены определения «Собора». Ответа не последовало, Сербский патриарх не посчитал для себя возможным вступить в переписку с обновленцами. В последующее время обновленческий синод продолжал устанавливать и упрочивать связи с Востоком. 2 января 1926 г. синод получил от Константинопольского патриарха послание с информацией о подготовке Вселенского собора. Из ответа, подписанного Вениамином, исследователям становится ясно, что обновленцы провозглашали себя единственной православной церковью в России и не только претендовали на известную роль на Вселенском соборе, но и косвенно настаивали на том, чтобы на Соборе не было иерархов-эмигрантов, осуждённых их «Соборами» 1923 и 1925 гг.

 



 
PR-CY.ru