ВЕНИАМИН, Муратовский Василий Антонович - Страница 4

Как следует из приведённых в «Постановлениях» слов Константинопольского патриарха Григория VII (1823–1924 гг.), архиерейская Патриаршая комиссия должна приехать в СССР и «содействовать... словами любви и путём разных указаний восстановлению согласия и единения в братской Церкви», опираясь на группы, находящиеся «в каноническом законном порядке перед Церковью и Государством». Патриарх Григорий VII также считает, что «ввиду возникших церковных разногласий» Тихону следует «ради единения расколовшихся и ради паствы... пожертвовать собой, немедленно удалившись от церковного управления». Кроме того, по мнению Константинопольского первоиерарха, следует упразднить хотя бы временно и само патриаршество, «как родившееся во всецело ненормальных обстоятельствах в начале гражданской войны и как считающееся значительным препятствием к восстановлению мира и единения». Взамен патриаршества Григорий VII рекомендует избрать Синод, который детально разработает механизм управления церковью в СССР. Ко времени перевода «Постановлений» на русский язык их содержание уже больше года преподносилось коммунистической прессой в несколько «исправленном» варианте: в № 124 «Известий ВЦИК» от 1 июня 1924 г. была опубликована статья «Вселенский патриарх отстранил бывшего патриарха Тихона от управления Российской Церковью». В ней со ссылкой на московского представителя Константинопольского патриарха архимандрита Василия (Димопуло) сообщалось, что такое решение Синод при Константинопольском патриархе принял единогласно 6 мая, оно явилось следствием неоднократных советов Константинопольскому патриарху, в частности от Сербского патриарха. Газета писала, что Константинопольский патриарх посылает в Москву комиссию для ознакомления с делами Русской православной церкви, одновременно он объявляет главой РПЦ Синод и запрещает в священнослужении всех иерархов, эмигрировавших из России. К лету 1925 г. Григорий VII оставил Константинопольский престол. Обновленческий синод направил новому Константинопольскому патриарху Василию III (1925–1929 гг.) послание с приветствием по поводу его вступления на кафедру, в котором испрашивал «молитв и благословения поместному собору на дело устроения и умиротворения Русской Церкви». Ответная телеграмма патриарха Василия III не содержит ничего, кроме слов вежливости, однако обновленцы постарались придать ей вид свидетельства межцерковных отношений и продолжили переписку. 30 июля 1925 г. синод направил патриарху Василию приглашение посетить Москву и возглавить предстоящий «Собор». В приглашении говорилось, что «почивший Патриарх Тихон... не уразумев... знамения времени, лишил внутреннего мира и внешнего благополучия» Русскую церковь, в связи с чем синод «умоляет Вашу святыню отечески попечительно призреть на нашу церковную скорбь и подвигнуться на спасение болящей дочери». В ответном послании (1 сентября 1925 г.) патриарх Василий III призвал обратившихся к нему «твёрдо шествовать... по пути непоколебимого благочестия» и строго придерживаться «канонических правил в духе мира и любви» и отказался присутствовать на Соборе.

 



 
PR-CY.ru