ВЕЩЕСТВА ТАИНСТВ - Страница 2

Вода не добавляется в вино только в армянской традиции, хотя первоначально также практиковалось смешение вина с водой, но с VI в. от этого сознательно отказались, что было осуждено на Трулльском соборе в Константинополе. В ранней церкви существовали секты (эбиониты и др.), практиковавшие совершение евхаристии не на хлебе и вине, а на хлебе и воде; практика совершения евхаристии на воде без вина расценивалась св. отцами как еретическая. Помимо вина использование за богослужением иных напитков запрещено. В настоящее время в Русской православной церкви принято использовать красные десертные вина (кагоры и подобное), но в богослужении других поместных церквей широко используются и полусухие, и сухие красные вина; могут употребляться даже белые и розовые сорта. Как и хлеб, вино используется в евхаристии и в чине благословения хлебов; в современной практике православной церкви вино обычно добавляют в елей в таинстве елеосвящения (ср.: Лк. 10:34). Вино также используется в православном чине таинства брака: новобрачные вкушают из общей чаши с вином, символизирующей радость брачного пира и единства супругов. Вода имеет центральное значение в таинстве крещения. Основные символы воды во всех традиционных культурах – жизнь и её зарождение (ср.: Быт. 1:2), смерть (ср.: Быт. 7:17–22), очищение и омовение. Поэтому вода и используется для совершения таинства вступления в церковь, где она символизирует очищение от грехов и погружение (греч. наименование крещения – погружение) в смерть Христову, чтобы совоскреснуть с Господом. Вода освящается не только в крещении, но и в малом и великом водоосвящениях; св. вода широко используется для окропления домов и различных предметов с целью их благословения, для вкушения и помазания с целью освящения повседневной жизни и получения исцеления. При освящении храма новосозданный престол омывают специально освящённой водой, что является его символическим крещением. При крещении используются также елей, т.е. оливковое масло, и миро – благовонное масло, сваренное из елея, вина и различных ароматических веществ. Елей в античной средиземноморской культуре употреблялся и в пищу, и для лечения, и как горючее вещество для лампад. В Древнем Израиле елеем помазывали священников (Аарон и его сыновья), царей (Саул, Давид), пророков (Елисей). Спасителя, Чьего пришествия ожидал ветхий Израиль, называли Мессией-Христом, т.е. «Помазанником Божиим» (Ин. 4:25). Помазание елеем символизирует невидимое помазание человека Божественной благодатью, а также привитие нового христианина к маслине-Христу (Рим. II. 17). При крещении елеем помазывают крещаемого, а также воду в купели. Сходную символику имеет и св. миро, но его благоухание более явно указывает на помазание даром Святого Духа, поэтому миро (которое в отличие от других веществ таинств освящается только главами поместных церквей или по их поручению епископами) употребляется при помазании новокрещёного (являя печать Святого Духа – см.: 2 Кор. 1:21–22; Еф. 1:13; 4:30). Помазание св. миром также входит в чины принятия некоторых инославных; им помазываются при поставлении православные цари. Также миро используют при освящении храмов, иногда икон и евхаристических сосудов (в современной греческой практике); в католической церкви помазание св. миром входит также в чин рукоположения во пресвитера.

 



 
PR-CY.ru