ВЕЩЕСТВА ТАИНСТВ - Страница 3

Кроме своей основной символики елей, будучи лекарственным средством, указывает и на исцеляющую милость Божью. В связи с этим он входит в чины, связанные с врачеванием, – в первую очередь, в чин таинства елеосвящения (см.: Иак. 5:14–18; Мк. 6:13). Как и хлеб с вином, елей употребляется в чине благословения хлебов. Вместе с елеем в последнем чине благословляется пшеница – в древних монашеских общинах из пшеницы и елея варили простую грубую кашу; пшеница используется и в чине елеосвящения. Наряду с восковыми свечами елей в древности был основным средством освещения и до сих пор используется в храмах в качестве лампадного масла. Во время праздничной всенощной настоятель помазывает прихожан елеем, взятым из лампады, горящей у иконы празднуемого святого – это помазание символизирует благословение, которое святой невидимо преподает верующим. Елей должен представлять собой чистое оливковое масло; тем не менее, в Русской православной церкви за неимением оливкового часто используют масла иных растений (например, подсолнечное). Эта практика, хотя и отчасти оправданная, нарушает библейскую символику елея (ср.: Рим. 11) и не соответствует церковной традиции (например, византийские полемисты упрекали армян, в частности, в замене елея кунжутным маслом), поэтому следует стремиться употреблять за богослужением именно оливковое масло. Кроме хлеба, вина, воды, елея и мира в широком смысле слова к веществам таинств можно причислить ладан, представляющий собой благовонную смолу и используемый при каждении; воскомастих и розовую воду, используемые в чине освящения храма; воск, из которого изготовляются свечи. С раннехристианских времён церковь благословляла и освящала первые плоды различных фруктов (например, указания о благословении первых плодов есть уже в «Апостольском предании», памятнике III в.), и подобные чины совершаются в православной церкви на некоторые праздники. В ранней церкви бытовала также традиция давать новокрещёным молоко и мёд как символы достижения в таинстве земли обетованной (Исх. 3:8 и др.), причём в некоторых местностях было принято вкушать их во время крещальной литургии между принятием Тела и Крови (об этом говорится, например, в «Апостольском предании»). Однако уже Карф. 37 ограничивает принесение их в храм для новокрещёных только одним днём в году, а Трул. 57 запрещает эту практику окончательно. С IV в. приносить к алтарю животную пищу и молоко запрещено. В католической церкви характер веществ таинств помимо тех же веществ, что и в православной церкви, имеют освящённые соль, используемая при освящении воды и в предкрещальных чинах, и пепел, символизирующий покаяние и раздаваемый перед началом Великого поста. Все вещества таинств, которые участвовали в богослужении, являются святынями и требуют благоговейного отношения. Вдвойне это относится к Святым Дарам, св. миру и воде крещения. Оставшиеся после литургии Дары обязательно потребляет диакон или священник, св. миро омывается после крещения, вода крещения выливается только в непопираемое место. Запасные Святые Дары и св. миро хранятся в алтаре, на св. престоле. Развёрнутое богословское осмысление использования веществ таинств в богослужении есть уже у авторов III в. (например, у Климента Александрийского и Оригена).

 



 
PR-CY.ru