ВАСИЛИЙ, Кривошеин Всеволод Александрович - Страница 4

В октябре 1984 г. присутствовал на торжествах, посвящённых 175-летию со дня основания Ленинградской духовной академии; 7 сентября 1985 г. приехал на торжества по случаю тезоименитства (9 сентября) патриарха Пимена. 15 сентября, в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, совместно с митрополитом Ленинградским и Новгородским Антонием (Мельниковым) совершил свою последнюю Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе в Ленинграде, где 85 лет назад был крещён. После литургии почувствовал себя плохо, был доставлен в больницу с инсультом и параличом левой части тела. Спустя семь дней Василий мирно преставился. Погребён на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге, согласно его желанию быть похороненным в родной земле. В период пребывания на Святой Горе Василий написал статью (по сути, небольшую монографию) «Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы» (впервые издана в Праге в 1936 г. в ежегоднике «Seminarium Kondakovianum»). Это – первая работа на русском языке обобщающего характера, написанная на основе всех изданных к тому времени творений Григория Паламы. Исследователями она рассматривается как ответ на нападки на Григория некоторых католических учёных (Мартен Жюжи и др.). Миросозерцание Григория Паламы в работе Василия представлено как единое, целостное учение. Исходной точкой для него служит гносеология, антропология и аскетика святителя. Значение Григория Паламы Василий видит в том, что он «своим учением о несозданном Свете и Божественных энергиях... подвёл неразрушимый богословский базис под традиционное мистическое учение Православной Церкви». Споры, разгоревшиеся вокруг него, согласно Василию, объясняются различиями между преобладающими типами богословствования и богопознания, свойственными католическому Западу (катафатическое богословие) и православному Востоку (апофатическое богословие). В 1960 г. Василий вновь возвращается к осмыслению личности и богословия Григория Паламы в одной из небольших работ «Святой Григорий Палама – личность и учение (по недавно опубликованным материалам)». В ней он особенно подчёркивает монашеские истоки учения святителя, которое «может быть резюмировано как богословское оправдание возможности непосредственного общения человека с Богом» благодаря Воплощению. Пребывая в Оксфорде, Василий принял участие в составлении «Греческого патристического словаря», написал ряд статей для научных журналов Англии, Германии, Греции, Италии, Франции. Начиная с 1950 гг. много работал над изучением жизни и трудов Симеона Нового Богослова. Помимо многочисленных журнальных статей, посвящённых преподобному Симеону, Василий подготовил трёхтомное научное издание его «Огласительных слов» во французской патристической серии «Sources Chrétiennes». В 1964 г. за этот труд Учёным советом Ленинградской духовной академии Василий был удостоен степени доктора богословия. Результатом многолетних исследований явилась фундаментальная монография «Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022)», вышедшая в 1980 г. в Париже одновременно на русском и французском языках – первое в русской церковной науке систематическое изложение мистического и догматического богословия Симеона Нового Богослова.

 



 
PR-CY.ru