Словарь по христианству В ВАСИЛИЙ, Кривошеин Всеволод Александрович

ВАСИЛИЙ, Кривошеин Всеволод Александрович

ВАСИЛИЙ, Кривошеин Всеволод Александрович (1900–1985 гг.) – архиепископ Брюссельский и Бельгийский, богослов, патролог. Его отец, Александр Васильевич Кривошеин (1858–1921 гг.), был министром землеустройства и земледелия (1908–1915 гг.), одним из сподвижников Петра Аркадьевича Столыпина в проведении земельной реформы, премьер-министром правительства Юга России адмирала Петра Николаевича Врангеля (1920 г.), мать – Елена Геннадиевна Кривошеина (урождённая Карпова). Находился в родстве со старообрядческой купеческой фамилией Морозовых. В 1916 г. В.А. Кривошеин окончил гимназию и поступил на историческое отделение историко-филологического факультета Петроградского университета. Весной 1917 г. переехал в Москву, где продолжил образование на историко-филологическом факультете Московского университета. В годы гражданской войны уехал на Юг, чтобы вступить в Добровольческую армию; после потери двух пальцев руки был эвакуирован из Новороссийска в Каир. С 1920 г. жил в Париже. В 1924 г. окончил филологический факультет Сорбонны и записался студентом в только что основанный митрополитом Евлогием (Георгиевским) Православный богословский институт преподобного Сергия Радонежского в Париже. В 1924–1925 гг. принимал участие в Русском студенческом христианском движении (РСХД), присутствовал на его съездах в Аржероне; в сентябре 1925 г. выехал на съезд РСХД в Югославию, в монастырь Хопово, откуда вместе с Сергеем Семёновичем Сахаровым (впоследствии схиархимандрит Софроний) отправился в паломническую поездку на Афон, которая определила всю его последующую жизнь. В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы того же года был принят послушником в Русский монастырь великомученика Пантелеимона на Афоне и поставлен на послушание в мастерскую по починке облачений; 6 апреля 1926 г., в канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, был пострижен в рясофор с именем Валентин, а 18 марта 1927 г. – в мантию с именем Василий. В 1927–1929 гг. учился греческому языку сначала в монастыре, а затем в Карее, административном центе Афона. Наряду с обычными послушаниями с 1929 по 1942 гг. исполнял обязанности монастырского секретаря-грамматика по греческой переписке с церковными и гражданскими учреждениями, а также сопровождал паломников-иностранцев, посещавших Афон в летнее время. В совершенстве овладев греческим языком, исполнял канцелярские обязанности в монастыре и, получив доступ в книгохранилище обители с богатейшими архивами древних рукописей, начал изучать святоотеческое наследие, написал статью «Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы» (1936 г.). Будучи в 1937 г. избранным «соборным старцем», т.е. членом монастырского Совета, почти ежегодно назначался вторым чрезвычайным представителем монастыря на общеафонских собраниях 20 монастырей, где обсуждались и решались наиболее важные святогорские вопросы. В 1942–1945 гг. был представителем (антипросопом) Свято-Пантелеимонова монастыря в Священном Киноте Святой горы, а в 1944–1945 гг. также членом Священной Эпистасии (административного органа Афона).

 



 
PR-CY.ru