Словарь по христианству В ВИЛЕНСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ СВЯТО-ДУХОВСКОЕ БРАТСТВО

ВИЛЕНСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ СВЯТО-ДУХОВСКОЕ БРАТСТВО

ВИЛЕНСКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ СВЯТО-ДУХОВСКОЕ БРАТСТВО было учреждено для защиты православия на территории Литовского великого княжества в условиях активной экспансии протестантизма и посттридентского католицизма. Создание Виленского братства, первоначально именовавшегося Свято-Троицким, было связано с передачей в мае 1584 г. королевской грамотой виленского во имя Святой Троицы мужского монастыря, находившегося под управлением Киевского митрополита Онисифора (Девочки), под опеку православных членов виленской городской рады (совета). В 1587 г. митрополит Онисифор благословил «братство церковное иметь» при церкви Святой Троицы, разрешил напечатать устав братства и учредить при нём школу; братчикам принадлежал Сретенский придел Троицкого храма. В уставе («Чине») Виленского братства его главными целями помимо поддержки православных храмов были записаны содержание училища и типографии, воспитание юношества в православии, издание необходимых церкви книг. В июне 1588 г. Вильно посетил Константинопольский патриарх Иеремия II (1572–1579, 1580–1584, 1587–1595 гг.), в юрисдикции которого состояла Западнорусская митрополия. Патриарх одобрил и скрепил собственной печатью «Чин» братства, в выданной патриархом грамоте братчикам предписывалось иметь типографию и школу с изучением греческого, латинского и русских языков. В 1589 г. польский король Сигизмунд III Ваза (1587–1632 гг.) утвердил корпорацию братчиков и предоставил ей право самоуправления, в 1592 г. освободил от уплаты городских повинностей и налогов. Первоначально бо́льшую часть братчиков составляли ремесленники, после Брестского собора 1591 г., подтвердившего ставропигиальный статус братства, в Виленское братство также входили дворяне («вельможные паны»). По «Реестру» 1584 г., в Виленском братстве состоял 371 человек. Высшим органом братства являлись общие собрания («сходки»). Для ведения текущих дел избирались годовые старосты («рочные справцы»), они же представляли интересы братства в государственных учреждениях. Заведование хозяйством и казной поручалось четырём выборным ключникам. В 1591 г. братство купило дом, соседнее здание получило в качестве пожертвования от мещанина Кондратовича; постройки соединили, отремонтировали и открыли в них братскую школу. В 1593 г. князь Александр Полубенский отписал братчикам «на вечные времена» дом и большой надел земли, ещё одно здание братство получило по завещанию купца Павла Снипки. За короткое время братчики оборудовали в этих помещениях больницу, богадельню и типографию. Деятельность Виленского братства, превратившегося в важнейший центр православного просвещения на украинско-белорусских землях, проходила в тесном контакте с другими православными братствами, особенно активны были связи со Львовским братством, которое, в частности, в первое время существования виленской школы посылало туда учителей и книги, позднее воспитанники виленского училища – Сильвестр (Коссов), Исаия (Козовский) – преподавали во Львове. В школе Виленского братства, имевшей пять классов, наряду с церковнославянским, греческим и польским языками преподавалась латынь. В 1590 гг. в ней трудились крупнейшие деятели западнорусского просвещения – Стефан и Лаврентий Зизании (Стефан был ректором школы до 1596 г., кроме того, был братским проповедником), Кирилл (Транквиллион-Ставровецкий).

 



 
PR-CY.ru