ВАВИЛОНСКИЕ ОТРОКИ - Страница 4

О спасении вавилонских отроков от огня верой упоминают перед смертью священник Маттафия (1 Макк. 2:59), 4 Макк. 16:21, 18:12, косвенно – автор Послания к Евреям (11:34). Некоторые выражения в Новом Завете, вероятно, являются аллюзиями на тексты молитвы Азарии и песни вавилонских отроков: Мф. 11:29 (ср:. Дан. 3:87), 2 Тим. 1:18 (ср.: Дан. 3:38), Евр. 12:23 (ср. Дан. 3:86), Откр. 16:5, 7 (ср.: Дан. 3:27). Упоминание о вавилонских отроках присутствует в сочинениях мученика Иустина Философа, Климент Александрийский цитирует избранные стихи песни вавилонских отроков, причём приводимый им текст отличается от версий Септуагинты и Феодотиона. По-видимому, песнь вавилонских отроков очень рано приобрела исключительно христианское звучание, в первую очередь, в связи с отождествлением ангела, сошедшего в печь к отрокам (стих 25), с Сыном Божьим, что отразилось в переводах Акилы и Феодотиона, и её текст во II–III вв. стал одним из аргументов в полемике с раввинистическим иудаизмом. Среди христианских фресок в римских катакомбах встречается изображение трёх юношей с воздетыми в молитве руками. Ипполит Римский посвятил вавилонским отрокам четвёртое видение своего Толкования на Книгу пророка Даниила. Он, в частности, говорит, что юноши, поддерживаемые Святым Духом, не только победили страх перед царём и наказанием, но и «не обольстились музыкальным искусством; не поддались наслаждению, получаемому от музыкальных инструментов» и «не увлеклись вавилонскими обольщениями». Ипполит Римский антиномически сопоставляет усмирение огня в печи с рассечением жезлом Красного моря (Исх. 18:4, 8, 9) и с возвращением вспять Иордана при виде ковчега Завета (Пс. 113:3). Он сравнивает трёх отроков с прекрасными борцами, состязающимися ради наград, и, толкуя библейское повествование, подчёркивает, что Даниил «своими улыбками» и «выражением своей радости при мысли об их мученичестве» поддерживал и ободрял их. Слова о том, что «Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился на Седраха, Мисаха и Авденаго» (Дан. 3:19), означают, что в нём, прежде боявшемся Бога, теперь стал действовать дьявол. Неповреждённость в огне одежд, бывших в соприкосновении со святыми телами отроков (Дан. 3:94), служит, согласно Ипполиту, указанием на будущее воскресение нашего тленного тела, находящегося в соприкосновении со святой душой, а огонь вавилонской печи является символом вечного огня, который не сможет одолеть святых и всех верующих в Бога. Молитву Азарии Ипполит Римский считает общей для трёх отроков хвалебной песнью, молитвой и исповедью в своих и отцовских грехах. Ангел, бывший с отроками в печи, – это Слово Божье, Которым Бог создал мир и Которое через отроков поведало об устроении вселенной.

 



 
PR-CY.ru