ВИССАРИОН НИКЕЙСКИЙ - Страница 3

В качестве легата Виссарион в 1472 г. вёл от имени папы Сикста IV (1471–1484 гг.) переговоры с королём Франции Людовиком XI (1461–483 гг.), герцогом Бургундии Карлом Смелым и королём Англии Эдуардом IV Йоркским (1461–1483 гг.). В очередной раз был поднят вопрос о защите христианского мира от турецкой угрозы, но результат не был достигнут. На обратном пути Виссарион заболел и скончался в Равенне. Его тело было доставлено в Рим, где заупокойную мессу служил сам папа (беспрецедентное событие для того времени). Погребён в храме Двенадцати апостолов. Виссарион написал произведения как на греческом, так и на латинском языках, которыми владел в совершенстве. Его философские представления формировались под влиянием Георгия Гемиста Плифона, благодаря которому будущий кардинал стал приверженцем философии Платона и ярым латинофилом. Виссарион занял особую позицию в разгоревшемся в XV в. споре «платоников» и «аристотеликов». В своих философских трудах он отдавал предпочтение Платону перед другими философами, хотя и не критиковал резко Аристотеля, как это делали последовательные «платоники». Для человека, перешедшего в католичество, было опасно открыто выступать против учения этого философа, поэтому Виссарион был осторожен в высказываниях и подчёркивал своё уважение к авторитету Аристотеля. С другой стороны, он пытался доказать, что Платон ближе Аристотеля подходит к христианству, и стремился найти точки соприкосновения в учениях двух великих философов. Трактуя тему отношений природы и искусства («De natura et arte», 1450–1455 гг.), Виссарион утверждал, что, согласно Платону, природа и искусство устрояются разумом, но этот разум, лежащий вне природы, имеет, по Аристотелю, божественный, универсальный характер. Особое место среди его богословских и философских работ занимают четыре книги «In calumniatorem Platonis» («Опровержения клеветы против Платона», 1458–1469 гг.), в которых он предпринял новую попытку поставить на службу христианскому учению платоновскую философию. В этой работе Виссарион отстаивает принципы, лежавшие в основе философии его учителя Плифона, и открыто выступает как сторонник платонизма. Сочинение было написано как ответ на инвективы Георгия Трапезундского в сочинении «Сравнение философов Платона и Аристотеля». Виссарион доказывает преимущества философии Платона перед философией Аристотеля. Разбирая текст Георгия Трапезундского, он опровергает главный его тезис, что философская система Платона не носила законченного характера и противоречит христианскому учению. Виссарион полагает, что во многих областях знания, особенно в риторике и диалектике, Платон значительно превзошёл Аристотеля. Философская система Платона не сохранилась, но это не является доказательством её отсутствия, т.к. она могла носить эзотерический (скрытый) характер. Опровергая тезис о враждебности философии Платона христианству, Виссарион считает, что некоторые идеи Платона предвосхитили христианское учение о Святой Троице. Кроме того, он указывал, что платоновская философия монотеистична, а учение Платона о провидении, бессмертии души также, по его мнению, близки христианскому учению. Богословские сочинения Виссариона носят преимущественно полемический характер и посвящены в основном защите латинского учения о филиокве. В своей полемике с православной партией он опирается на произведения Константинопольского патриарха Иоанна XI Векка (1275–1282 гг.) и учёного-латиниста Димитрия Кидониса (1324–1398 гг.), а также латинских схоластов, в первую очередь, Фомы Аквинского (1224/1225 – 1274 гг.). К ранним догматическим работам Виссариона принадлежит законченный в 1439 г. трактат «На возражения Паламы против Векка». Основная цель этого сочинения – защита позиции Константинопольского патриарха Иоанна XI Векка по отношению к Лионской унии от обвинений богослова Григория Паламы (1296–1359 гг.). Критикуя обвинения в адрес Векка и рассматривая латинское учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, Виссарион заявляет о тождестве греческой формулы «через» и латинской «от» в учении об исхождении Святого Духа.

 



 
PR-CY.ru