ВИССАРИОН НИКЕЙСКИЙ - Страница 4

В трактатах периода Флорентийской унии он подверг резкой критике взгляды православных учёных, прежде всего, Марка Эфесского (1392–1444 гг.). Особую роль в богословской полемике вокруг проблемы объединения церквей сыграла речь Виссариона на Флорентийском Соборе в апреле 1439 г. («Догматическая речь к Собору о соединении»), которая содержала основные положения тех религиозных и политических уступок, на которые были готовы пойти латинофилы для заключения унии. Тема объединения церквей вновь звучит и в сочинении 1440–1445 гг. «К Алексею Ласкарису Филантропину об исхождении Святого Духа», в котором Виссарион излагает события Флорентийского собора и защищает унию. Наиболее ярко его пролатинская позиция нашла выражение в сочинении «Опровержении силлогических глав Марка Эфесского», написанном в 1445–1447 гг. Подвергая критике Эфесского митрополита Марка Евгеника, Виссарион приводит основные доводы оппонента и тут же даёт их опровержение, применяя силлогический метод. В своей аргументации он опирается на латинское учение о филиокве, рассматривает вопросы об определении сущностных свойств ипостасей Святой Троицы и об отношении между ними, чтобы вывести учение об исхождении Святого Духа. Поскольку Сын получил при рождении от Отца все Его свойства, то и исхождение Святого Духа надо понимать как единый акт Отца и Сына. Этим положением Виссарион опровергал основное обвинение латинян в том, что, согласно их учению, Святой Дух исходит от двух различных начал, имеет две причины. С тех же позиций написан и трактат «О таинстве св. Евхаристии». Одним из поздних богословских произведений Виссариона было Соборное послание 1463 г., адресованное православным грекам по случаю его провозглашения титулярным латинским Константинопольским патриархом. Виссарион связывает падение Византийской империи с отклонением греков от истинной веры и отделением их от католической церкви. Расценивая захват Константинополя как небесную кару за церковный раскол, он считал единственным путём спасения для греков признание латинского учения и примата папы, а также воссоединение церквей. Виссарион, получивший классическое византийское образование, написал много риторических и эпистолярных сочинений. Он составил монодии на смерть императора Мануила II Палеолога (1391–1426 гг.), Феодоры Комнины, Клеопы Палеологины, в которых раскрывается его литературный и риторический талант. Перу Виссариона принадлежит панегирик Трапезунду, в котором он называет родной город «эмпорием ойкумены». Виссарион стоял в центре гуманистической жизни Италии. Итальянский гуманист Лоренцо Валла (1407–1457 гг.), принадлежавший к гуманистическому окружению кардинала, назвал Виссариона «Latinorum Graecissimus, Graecorum Latinissimus» («Самый греческий из латинян, самый латинский из греков»). В Риме Виссарион основал и возглавил гуманистический кружок, в который входили гуманисты Поджо Браччолини (1380–1459 гг.), Флавио Бьондо (1392–1463 гг.), Франческо Филельфо (1398–1481 гг.), Бартоломео Платина (1421–1481 гг.) и Лоренцо Валла. «Академия» Виссариона была «артистическим салоном», в котором собирались греки и латиняне, богословы и гуманисты для свободного общения. Члены его «Академии» занимались копированием рукописей и переводами античных авторов на латинский язык. Виссарион был крупным коллекционером греческих манускриптов и собственноручно сделал несколько копий древних рукописей. Ему принадлежат также переводы на латинский язык «Воспоминаний» Ксенофонта, «Метафизики» Аристотеля, «Метафизики» Теофраста, речей Демосфена. В 1468 г. Виссарион передал в дар Венеции свою самую большую в Европе частную библиотеку, состоявшую из 768 рукописных книг (из них 482 на греческом языке). Его библиотека составила основу будущей библиотеки св. Марка (Biblioteca Marciana). Дом Виссариона в Риме стал центром византийской эмиграции, особенно усилившейся после падения империи. Виссарион оказывал финансовую поддержку грекам, содействовал в получении ими должностей в местных университетах. Среди тех, кому он оказал помощь, были гуманисты Михаил Апостолис (около 1468 – 1535 гг.), Феодор Газа (около 1370 – 1475 гг.) и Константин Ласкарис (1434–1501 гг.). В знак признательности Михаил Апостолис составил надгробную речь в память о нём. Греческая культура получила широкое распространение на итальянской почве благодаря усилиям Виссариона, о котором в эпитафии сказано: «Твоими трудами Греция переселилась в Рим».



 
PR-CY.ru