ВАСИЛИД - Страница 2

Первый владыка и глава мира – «Архонт», второй – «Демиург», которым повинуются 365 астральных ангелов, управляющих таким же числом звёздных сфер – ничего не знали об этой высшей духовной потенции, пока она не проявилась в воплощении Христа, привлекшего к Себе силу Святого Духа, соединяющего низший мир с высшим. Как наполненный прежде ароматами сосуд (но затем пустой) сохраняет в себе благоухание, так и материальный мир, в начале (в «панспермии») соединённый с идеальным, сохраняет в себе благоухание идеи и после отделения от неё. Это благоухание Святого Духа, бессознательно присущее материальному миру, становится сознательным во Христе, Который возвещает миру «Евангелие», т.е. открывает низшему миру истину абсолютного и идеального бытия. Услышав эту благую весть, владыка видимого мира («Архонт»), считавший себя дотоле верховным существом, испытывает удивление и страх, а затем вразумляется и понимает своё подчинённое значение («Начало премудрости – страх Господень»). Просвещённые Евангелием духовные существа очищаются познанием истины и возносятся вслед за Христом в сферу идеального и абсолютного бытия, а материальный мир, выделив из себя скрытый в нём духовный элемент, составлявший причину его томления и беспокойного движения («вся тварь стенает и мучится доныне, ожидая откровения славы Сынов Божьих»), приходит в состояние полного равновесия, погружается в блаженное неведение, или невинность, где всякое существо, не зная ничего высшего, довольно своими пределами и своим назначением – тогда как во время мирового процесса, когда духовный элемент смешан с материальным, существа и того и другого рода находятся в мучении, подобно птицам, погружённым в воду, или рыбам, поднятым на воздух. Учение Василида было в своё время очень распространено, о чём свидетельствует обилие различных амулетов с условным обозначением для совокупности астрального мира – цифрой 365. Найденное в 1842 г. (и в первый раз изданное в 1851 г.) сочинение «Экзегетика» излагает его систему совершенно в другом виде, чем она была известна до того, главным образом, по изложению Иринея Лионского (из которого черпали последующие ересеологи). Исследователи не могут решить с достоверностью, происходит ли это различие от того, что Ириней Лионский излагает более раннюю (антиохийскую), а Ипполит Римский более позднюю (александрийскую) систему Василида, или же от того, что эти писатели обращали особое внимание на разные стороны одной и той же системы. Во всяком случае, в изложении Ипполита Римского («Обличение всех ересей») учение Василида представляется исследователям и более оригинальным, и более осмысленным, чем в изложении Иринея Лионского («Обличение и опровержение лжеименного знания»). Но поскольку собственные сочинения Василида (из которых главное – 24 книги объяснения на Евангелие) до нас не дошли, исследователи судят о его учении, опираясь на мнения других. Согласно западному Отцу церкви Иринею Лионскому (около 130 – около 200 гг.), взгляды Василида могут быть сведены к следующим дуалистическим и докетическим (см. Докетизм) положениям: превыше всего сущего находится неизречённый Отец. Его эманациями (проистечениями) являются семь эонов (Ум, Логос, Мудрость и т.д.), образующих высшее небо, Плерому. Своими вторичными эманациями они дали начало 365 небесам, заселив их многочисленными ангелами-хранителями.

 



 
PR-CY.ru