Словарь по христианству В ВАСИЛИД

ВАСИЛИД

ВАСИЛИД (ум. около 130 г.) – сирийский гностик (см. Гностицизм), создатель оригинального религиозно-философского учения, соперничавшего в эпоху поздней Античности с другими гностическими теориями (например, с валентинианством) и с христианской догматикой. Биографические сведения о нём скудные: родом из Антиохии, в 125–130 гг. переселился в Александрию, где открыл собственную школу по изучению Священного Писания, проповедовал своё учение, а под конец жизни, вдохновлённый примером апостола Павла, посетил Парфию (Иран), чтобы проповедовать христианство. Исследователи предполагают, что знакомство с религиями Персии (маздеизмом) заставило Василида пересмотреть свои богословские взгляды и заняться составлением гностической версии Евангелия с обширными комментариями на основании Евангелия от Матфея и апокрифической литературы (см. Апокрифы). О его учении исследователи судят, главным образом, по цитатам и свидетельствам ересиологов (так, о нём сообщают Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ипполит Римский, Епифаний Кипрский). По утверждению самого Василида и его последователей, он был учеником некоего Главка, якобы соратника, переводчика и толкователя апостола Петра (Ипполит Римский сообщает, что Василид был слушателем апостола Матфея). С другой стороны, источником своей системы он признавал «мудрость варваров»; во время своего пребывания в Александрии познакомился с греческой философией и в особенности находился под влиянием Аристотеля. Учение Василида представляет собой гностическую систему, в которой признаётся верховное начало, от которого происходят семь эонов. Вся его онтология подчинена решению этических проблем. Основной философский вопрос для Василида – откуда в мире зло. Абсолютное начало определяется у него только отрицательно. Оно не есть что-нибудь, оно неизреченно. Впрочем, и всё действительно существующее не может быть выражено словом, не может быть названо; поскольку всякое слово (не исключая и имён собственных) указывает только общие роды и виды, а не действительные, индивидуальные существа, – всякое именование есть только условный намёк на бытие, а не действительное его выражение. Если, таким образом, всё подлинно существующее неизречённо, то абсолютное начало есть неизречённое по преимуществу. Само по себе, в своей собственной актуальности, оно не имеет ничего общего с чем бы то ни было, оно ото всего отрешено. Но, не будучи актуально ничем, оно есть всё потенциально, т.е. имеет в себе возможность всякого бытия. Эту универсальную потенцию, принадлежащую абсолютному началу, Василид называет панспермией, потому что в ней содержатся невидимым образом все бесконечные формы и способы бытия, подобно тому, как в семени дерева содержатся и ствол, и корни, и ветви с листьями, цветами и плодами. Актуальное проявление всего этого потенциального многообразия обусловлено тройной (или трехчастной) филиацией (или различением трёх главных видов бытия): «тонкого» (т.е. идеального), «грубого» (т.е. материального) и «требующего очищения» (т.е. духовного). «Тонкое» идеальное бытие «поднимается кверху» и соединяется непосредственно с абсолютным сверхсущим божеством, а «грубое» материальное «оседает книзу» и образует видимый мир. Но под оболочкой вещественных форм сохраняется семя духовной жизни, «нуждающейся в очищении».

 



 
PR-CY.ru