ВАСИЛИД - Страница 3

Во главе этих ангельских сил были поставлены семь архонтов (ангелов-управителей). Всё зло в мире произошло от узурпации власти на земле одним из семи архонтов, воинственным Абраксасом (Абрасаксом), в удел которому досталось, в частности, попечение об идеях. Чтобы прекратить распри между народами, в Кеному (низший мир) был вынужден спуститься эон Ум в образе человека Иисуса (Христа). Его тело было призрачным (докетизм), и на кресте распяли совсем другого человека – Симона Киринейского, а эон Ум беспрепятственно вознёсся назад к неизречённому Отцу. В изложении христианского богослова и церковного деятеля Ипполита Римского (ум. около 235 г.) гностицизм Василида выглядит иначе, причём исследователям становится очевидным, насколько трудно было Василиду увязать в стройную систему христианские понятия, которыми ему приходилось оперировать: не-сущий бог-Абсолют (см. Абсолют) непреднамеренно создал не-сущий мир из не-сущего, в молчании обронив слово, в котором заключалась вся потенция мироздания. Дальнейшая история мира – это процесс дифференциации первичной синкретичности: сначала выделилось «троякое сыновство» («лёгкое» сразу же вознеслось к не-сущему Абсолюту, второе, «подражательное сыновство», как более тяжёлое, создало себе Святого Духа, чтобы подняться вслед за первым, а третье оказалось «нуждающимся в очищении»). Затем последовательно появились два архонта, соответствующие «тонкой» и «грубой» филиации, которые сотворили (или породили) каждый по сыну, ещё более могущественному и мудрому, чем они сами. Вместе с сыновьями архонты создали огдоаду (восьмерицу, высший тварный мир, Плерому) и гебдомаду (седмерицу, планетарную область). Архонт огдоады, не ведая трансцендентного Абсолюта, считал себя всевышним богом, а архонт гебдомады – богом иудеев. Истину им открыл сын первого архонта, Христос, на Которого она таинственно снизошла. Архонты узнали, что они не боги, раскаялись в своём заблуждении и тем самым впустили в мир премудрость (Софию). Иисус – это воплощение «третьего сыновства». Он страдал на кресте ради Себя Самого: в муках совершался процесс окончательного разделения сущностей, и очистившееся от всех духовных, душевных и телесных примесей «третье сыновство» смогло вознестись к не-сущему. Все «духовные люди» (гностики) должны последовать примеру Иисуса и соединиться с Абсолютом. После этого наступит век блаженного «великого неведения» (агнойи) –  всё сущее забудет своё происхождение, успокоится в своей природе и перестанет мучительно желать преобразований ради достижения более высоких уровней бытия. Таким образом, исследователи делают вывод, что сотериологическая (см. Сотериология) концепция Василида вобрала в себя элементы космокреативизма, пантеизма и панспермии, и предполагают, что взгляды Василида эволюционировали. До сих пор среди историков нет единодушия в вопросе установления последовательности возникновения его гностических теорий и датировки представленных в пересказе Иринея Лионского и Ипполита Римского редакций. Для них несомненно лишь одно – последователи двух крупнейших мыслителей-гностиков II в. (Василида и Валентина) испытывали на себе взаимовлияние религиозной идеологии друг друга. Нравственная сторона учения Василида известна мало. Его последователей называют василидианами.



 
PR-CY.ru