ВЕЛИКАЯ СХИЗМА, великий раскол (1054 г.) - Страница 25

Воспитание будущий писатель получил при константинопольском дворе и был приближенным императоров Василия и Константина. В возрасте 20-ти лет он оставил двор и поступил в Студийную обитель, затем перешел в обитель св. Мамонта, был игуменом и пресвитером. Из-за конфликта с некоторыми клириками был удален из Константинополя, устроил собственную обитель, где прожил 13 лет и мирно скончался в 1032 г. На славянском и русском языке наиболее известно и почитаемо его «Добротолюбие». Сочинения Симеона Нового Богослова любили и неоднократно цитировали русские религиозные мыслители, например, Нил Сорский. Однако вернемся к главной теме – к Великой схизме. После смерти Оттона III в 1002 г. папство снова стало жалким орудием в руках партий, не выдвигая ни одного выдающегося имени. Распри между маркграфом Ардуином Иврейским и графами Тускуланскими заставляли папство прибегать к старинному средству – к помощи королей. На помощь папам пришли немецкие короли Генрих II и Конрад II, но как только их войска удалились из Италии, там возобновились прежние беспорядки. Анархия дошла до того, что появилось сразу три папы – Бенедикт IX (1032–1044; 10 марта – 1 мая 1045 г., 8 ноября 1047 г. – 17 июля 1048 г.), Сильвестр III (20 января – 10 марта 1045 г.) и Григорий VI (5 мая 1045 г. – 20 декабря 1046 г.). А в 1024 г. папа Иоанн XIX (1024–1032 гг.) чуть было не согласился за деньги признать за константинопольским патриархом титул «вселенского и всего Востока». Тогда римское духовенство, чтобы навести порядок, призвало на помощь в 1046 г. германского императора Генриха III Черного (1039–1056 гг.). По его требованию на Сутрийском соборе папы были низложены, и на престол был возведен Климент II (1046–1047 гг.). Генрих III был воспитанником клюнийцев и давно мечтал о преобразовании церкви. Его планы совпали с новым религиозным движением, оказавшим реставрации папства огромные услуги. При папе Льве IX (1049–1054 гг.), стороннике клюнийского движения, были запрещены симония (продажа церковных должностей) и брак белого духовенства (1049 г.). В этих постановлениях видно уже влияние Гильдебранда, будущего папы Григория VII, который проводил свои идеи и при следующих пяти папах. Именно при папе Льве IX и патриархе Михаиле I Керулларии (1043–1054 гг.) совершился окончательный разрыв церквей. Папа Лев IX тщетно требовал возвращения римской кафедре всех земель, перечисленных в так называемом Константинопольском даре и находившихся во власти императора, а Михаил Керулларий поручил епископу Охридскому (болгарскому) Льву составить послание с перечислением и осуждением латинских новшеств и послать его епископу Иоанну Транийскому. К упрекам, сделанных Фотием, здесь были прибавлены новые, особенно против обычая употреблять для евхаристии опресноки. Послание было показано кардиналу Гумберту, который перевел его на латынь и показал папе, а тот отослал письмо патриарху, требуя объяснений, «как осмелились произносить приговор над кафедрой, которую не позволено судить никому из смертных».



 
PR-CY.ru