ВЕЛИКАЯ СХИЗМА, великий раскол (1054 г.) - Страница 26

Император и патриарх вначале отвечали в примирительном тоне, но в мае 1054 г. в Константинополь прибыли легаты: Гумберт, Петр, епископ Амальфи и Фридрих Лотарингский, кардинал и канцлер римской церкви. По настоянию императора, студийский игумен Никита Стифат в присутствии легатов сжег свое полемическое сочинение, направленное против латинян, хотя это был только ответ на еще более резкое сочинение Гумберта («Диалог») против послания Льва Охридского. На сожженное сочинение Гумберт отвечал новым, крайне бранным. Все это привело к тому, что хотя император Константин IX Мономах (1042–1054 гг.) стоял за легатов и приказывал переводить и распространять в народе сочинения Гумберта, всем стало ясно, что Рим ставит ультиматум: безусловная покорность или разрыв. Оскорбленный патриарх 15 июня отказался продолжать переговоры. На другой день легаты положили всенародно, во время богослужения, на престол храма св. Софии акт отлучения патриарха и его партии, полный грубейших обвинений и бранных слов, и 17 июня уехали из Константинополя. Тогда Керулларий созвал собор, который произнес анафему против легатов и разослал окружное послание, предостерегая весь Восток от церковного общения с Римом. Михаил Керулларий перечислил все основные пункты расхождения: догмат о филиокве, применение опресноков вместо квасного хлеба при причащении, соблюдение субботнего поста, обычай священников брить бороду, крещение посредством только одного обрызгивания, без погружения в купель, пренебрежение культом икон, место которых заняло скульптурное распятие. С этих пор во всех восточных церквах перестали поминать папу при богослужении. Когда читаешь бесчисленные сочинения «против латинян», написанные после разделения церквей византийцами и православными славянами, создается впечатление, будто все разделение произошло из-за мелких дисциплинарных и обрядовых различий, которым, по слепой злобе и невежеству, было придано принципиальное значение. У Фотия таких различий указано 10, у Керулария их 20, другие насчитывают их даже 250. Но эти различия были известны задолго до разделения и сами по себе никогда не считались достаточной причиной для нарушения церковного общения, если только не касались догмата. Сам Фотий в письме к Николаю I от 861 г. оправдывает свое возведение прямо из мирян в патриархи тем, что восточный канон допускает это: так были поставлены св. Нектарий (381–397 гг.), а также свв. Тарасий (784–806 гг.) и Никифор (806–815 гг.). Указав ряд различий между Востоком и Западом, Фотий говорит: «Ни от кого не требуется исполнения не принятого в его стране закона, лишь бы не нарушалась вера и вселенский канон». При всех попытках воссоединения стороны очень быстро соглашались признать за каждой стороной ее практику, и единственными, но непреодолимыми преградами являлись неизменно главенство папы и учение об исхождении Святого Духа. Все остальные разногласия – не причины разделения церквей, а показатели, до чего дошло взаимное раздражение, и как тщательно одна сторона стремилась оберегаться от всякого соприкосновения с другой. До Пия IX (1846–1878 гг.) существенными причинами разделения, кроме указанных, считалось еще католическое учение о значении добрых дел для спасения («пелагианство в Римской церкви») и в связи с ним учение о сверхдолжных заслугах святых, об индульгенциях и о чистилище. Пий IX, провозгласив на I Ватиканском соборе (1869–1870 гг.) догматами мнения о непорочном зачатии Богородицы и о непогрешимости папы в вопросах веры, придал разделению церквей еще два догматических основания. Таким образом Великая схизма 1054 г. явилась следствием политических и религиозно-догматических разногласий.



 
PR-CY.ru