ВЕЛИКАЯ СХИЗМА, великий раскол (1054 г.)

ВЕЛИКАЯ СХИЗМА, великий раскол (1054 г.) – разделение христианства («Вселенской церкви») на Восточную (Православную) и Западную (Римско-католическую) церкви. Разрыв между православной и католической церквами имел в своем истоке как политическое противостояние  между Римом и Константинополем, так и догматические, обрядовые и организационно-дисциплинарные разногласия. В 755 г. франкский король Пипин Короткий (752–768 гг.) передал папе Римскому Стефану II (752–757 гг.) ключи от 22 городов и принадлежавший ранее Византийской империи Равеннский экзархат. С этого времени римские папы перестают быть подданными византийских императоров и становятся самостоятельными светскими владыками. Эпоха иконоборчества способствовала дальнейшему отдалению Святого Престола от Константинополя. Коронование в 800 г. в Риме папой Львом III (795–816 гг.) Карла Великого (771–814 гг.) императором еще больше углубило раскол между Римом и Константинополем. В 862 г. папа Николай I Великий (858–867 гг.) собрал в Риме собор, который отказался признать законность смещения Константинопольского патриарха Игнатия (847–858; 867–877 гг.) и опротестовал решение Константинопольского собора 861 г., низложившего Игнатия и назначившего на его место Фотия I Великого (858–867; 877–886 гг.). Также было объявлено о лишении всех степеней священства нового патриарха. Взаимные анафемы папы Николая I и византийского патриарха Фотия в 867 г. положили начало церковного раскола, который в последующие годы углублялся противостоянием Рима и Константинополя. Несмотря на то, что окончательное размежевание Восточной и Западной церквей произошло в 1054 г., в действительности оно существовало уже более 200 лет, а полностью завершилось только в начале XIII в. В результате разделения название «католическая», т.е. «вселенская» закрепилось за церковью Западной, а Восточная стала именоваться «православной», т.е. «ортодоксальной» (по-латыни). Христианская церковь с момента своего возникновения претендовала на то, чтобы стать мировой, вселенской. Однако даже в самом начале она не представляла собой монолитного образования. Так, во второй половине II в. в Северной Африке началась латинизация церкви, в то время как в Риме вплоть до III в. в христианской среде преобладал греческий язык. Это положило начало в расхождении восточного и западного направлений в христианстве. Потом оно усугубилось различием исторических судеб восточной и западной частей Римской империи. Различен был и подход: Восточная церковь опиралась на мощь византийской государственности, а Западная стремилась стать над светской властью, подчинить ее себе. Развернулось соперничество между Востоком и Западом по вовлечению народов в ту или иную ветвь христианства. Различались и методы христианизации. Западные миссионеры проводили более жесткую политику по отношению к обращаемым народам, иногда прибегая и к расправе над язычниками при помощи государственной власти. Кроме того, они проповедовали на латинском языке, зачастую непонятном местному населению. Восточная церковь действовала более дипломатично, проповедуя, как правило, на языке обращаемых. На местном языке осуществлялась и литургия.



 
PR-CY.ru