ПЕТР ДАМИАНИ - Страница 3

Петр Дамиани – автор многочисленных трактатов, посвященных организационным принципам и доктринальным проблемам церкви (сочинений о независимости папы от императора в светских делах и необходимости подчинения государей власти папы в духовных делах). Хотя решающие этапы противоборства Священной Римской империи и папства, вошедшие в историю как борьба за инвеституру, наступили после смерти Петра Дамиани, его труды, относящиеся к раннему периоду противостояния, интенсивно использовались как при жизни самого Дамиани, так и после его смерти. Именно он первым писал в послании императору Генриху IV о том, что королевское правление – это служение, и, если «король напрасно держит свой меч и не наказывает тех, кто противится Богу», то следует противостоять его власти. Пётр Дамиани ставил Римскую церковь во главе «всей христианской религии» и разделял ту характеристику, которую дал ей впоследствии его ближайший сотрудник и советник нескольких пап, питомец Клюни Гильдебранд (будущий папа Григорий VII), назвав её «матерью и наставницей всех церквей». В своём трактате, созданном по просьбе Гильдебранда, он развивал идею о главенстве Римских епископов как преемников св. Петра, которому Христос даровал власть «вязать и решать». В подтверждение своих мыслей Пётр Дамиани цитировал, помимо Священного Писания и церковных авторитетов, подложный документ, составленный в начале VIII в. и получивший название Константинов дар. Пётр Дамиани решительно выступает за общинный характер монашеской жизни и за целибат для духовенства. В его аскетических трудах утверждается идея пренебрежения к бренному миру. Несмотря на то, что в своих трактатах он бичевал грехи клира, прежде всего, симонию, Пётр Дамиани обосновывал законность рукоположений, осуществляемых епископами-симониаками, поскольку, по его мнению, симония получила настолько широкое распространение, что если бы все подобного рода ординации были бы признаны неверными, то это грозило бы повсеместным прекращением служб и отправлений церковных обрядов. Но все же папа Николай II счёл возможным запретить признавать законными рукоположения, которые были совершены епископами, повинными в симонии. В богословии Петра Дамиани относят к той группе мыслителей, которые полагали, что после Христа человечеству достаточно Божественного Откровения для разрешения всех важных вопросов его бытия и – самое главное – для достижения спасения. Это Откровение заменяет любое другое знание, беспомощное в истолковании тайн веры. В трактате «De divina omnipotentia» (1067 г.) он твёрдо выступал против трактовки науки и философии как независимых от теологии дисциплин и как способов сугубо рационального обретения истины. В полемике с «диалектиками» неортодоксального толка Пётр Дамиани отстаивал необходимость скрупулезных теоретических реконструкций текстов Библии и писаний Отцов церкви. Именно его усилиями формулировка Иоанна Дамаскина (около 675 – до 753 гг.) о роли философии как «служанки» богословия была возведена в эпохальный мировоззренческий принцип западноевропейской интеллектуальной традиции. Петру Дамиани принадлежат семь агиографических произведений, 53 проповеди, около 240 поэтических сочинений (гимнов, молитв и пр.), 180 писем. Некоторые из его творений читались и были очень актуальными на протяжении всего Средневековья, а выдержки из них вошли в сборники, например, в юридическое собрание Грациана, составленное в XII в. Мощи Петра Дамиани многократно переносились из города в город. В конце XIX в. они были помещены в кафедральном соборе Фаэнци, городе, близ которого он скончался, там они пребывают по настоящее время. Официально не канонизированный, Пётр Дамиани почитается в католической церкви как святой. В 1828 г. Папа Лев XII (1823–1829 гг.) провозгласил Петра Дамиани учителем церкви. День памяти в католической церкви – 23 февраля. В «Божественной комедии» Пётр Дамиани был помещён Данте на Седьмое небо рая.



 
PR-CY.ru