ПЕТР ДАМИАНИ

ПЕТР ДАМИАНИ (1007–1072 гг.) – итальянский теолог и церковный католический реформатор, представитель ранней схоластики, объявленный святым и Доктором церкви. Пётр принадлежал к знатному, но обедневшему роду. Он рано осиротел, жил сначала у старшего брата, затем у среднего, носившего имя Дамиан и бывшего архипресвитером в Равенне. Вероятно, прозвание «Дамиани» Пётр получил по имени брата-священника. Под влиянием брата он ощутил призвание к священству и аскетической жизни. После получения образования в Равенне, Фаэнце и Парме около 1035 г. вступил в монашеский орден камальдулов (в бенедиктинский монастырь Фонте-Авеллана около города Губбио), где приводил в изумление строгостью своей жизни даже испытанных монахов. В 1043 г. стал приором (должностным лицом ордена, рангом ниже великого магистра) и произвел существенные изменения в уставе камальдулов. Своим духовным наставником Пётр Дамиани считал св. Ромуальда, основателя ордена камальдулов, биографию которого он написал около 1042 г. Когда Пётр Дамиани сделался аббатом, под его влиянием возник целый ряд других монастырей, создавших вокруг Фонте-Авеллана конгрегацию. Любовью и заботливостью он умел смягчить суровую жизнь братии и сочетать в ней изучение Священного Писания и св. отцов. Вместе с тем Пётр Дамиани был горячим сторонником реформ в церкви и особенно в монашестве, направленных на строгое соблюдение бенедиктинского устава в монастырях и независимости их от светской власти, поддерживал Клюнийское движение, вылившееся впоследствии в григорианскую реформу. Не щадя красок, Пётр Дамиани нападал на падший клир («Книга Гоморры» приписывается ему), проповедуя покаяние и ведя неустанную борьбу с «николаитами» (допускавшими брак духовных лиц) и «симониаками» (сторонниками распространенной в период Средневековья покупки и продажи церковных должностей). Выросший авторитет Петра Дамиани привёл к тому, что в 1057 г. аббат монастыря Фонте-Авеллана был возведён папой Стефаном IX (1057–1058 гг.) в сан епископа и назначен кардиналом-епископом Остии. Получив сан кардинала, он стал официальным советником папы Римского. В период Великого раскола христианской церкви Пётр Дамиани написал трактат, в защиту западного представления о филиокве, которое послужило одной из формальных причин к расколу. Вероятно, при его участии в 1059 г. был создан декрет папы Николая II (1059–1061 гг.), который обеспечивал независимое избрание папы коллегией кардиналов-епископов, чьё решение подтверждалось императором и одобрялось клиром и народом. Тогда впервые выявилась острота конфликта между империей и реформаторским папством. В 1059 г. Николай II направил Петра Дамиани и архиепископа Лукки Ансельма (в будущем – папа Александр II) в Милан, обнаруживших, что там не было ни одного клирика, от архиепископа до низшего церковнослужителя, который не был бы повинен в симонии. Несмотря на то, что посланцы подвергались смертельной опасности, они выполнили свою миссию: примирили Миланскую митрополию с Римской кафедрой и добились покаяния миланского духовенства. В том же 1059 г. Пётр Дамиани сыграл важную роль на Латеранском соборе, где выступал против антипап Бенедикта X (1058–1059 гг.) и Гонория II (1061–1072 гг.), поддерживавшихся имперской стороной, и в поддержку папы Александра II (1061–1073 гг.), избранного после смерти Николая II. В 1063 г. Пётр Дамиани урегулировал спор между аббатством Клюни, напрямую подчинённым Риму, и епископом Макона на Соборе во французском городе Шалоне-на-Соне. В 1065 г. он приглашал Генриха IV (1056–1106 гг.) в Италию низвергнуть Гонория II и короноваться, что шло вразрез с желаниями Александра II и партии Гильдебрандта, боявшихся усиления короля.

 



 
PR-CY.ru