ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ - Страница 3

Во второй половине 1560 – начале 1570 гг. Веронезе создал ряд станковых произведений. К числу ранних работ этого типа принадлежит огромная картина «Брак в Кане» (6,6 x 9,9 м), написанной для трапезной монастыря Сан Джорджо Маджоре в Венеции (1562 г., Париж, Лувр). Здесь уже проявляются типичные для зрелого творчества Веронезе черты – стремление с жанровости, перенесение внимания с главных действующих лиц легенды на второстепенные персонажи, чрезвычайное обилие фигур (138), богатство красок. Действие происходит в огромном мраморном дворце, напоминающем богатые венецианские палаццо. На фоне величественной архитектуры развертывается зрелище роскошного пиршества. За столами, заставленными яствами, множество нарядно одетых людей, в облике которых можно узнать черты знаменитых современников Веронезе – императора Карла V, турецкого султана, английской королевы, а также знатных венецианцев. Под видом играющих на пиру музыкантов Веронезе изобразил современных венецианских художников, в том числе Тициана, Тинторетто, Бассано и самого себя. Вокруг столов, среди пирующих гостей снуют многочисленные слуги, а позади, на балконах и лестницах, толпится венецианский люд. Лишь с трудом может разыскать зритель в этой пестрой и шумной толпе Христа и Его учеников. Образ Иисуса Христа и сцена Его триумфа в этом «пире» призваны, возможно, символизировать власть дожа, а сама переданная художником полная праздничного великолепия сцена чуда Христа напоминает театрализованные общественные трапезы, происходившие на площадях и улицах Венеции по случаю приемов дожа. Однако, несмотря на обилие действующих лиц, картина легко обозрима благодаря стройности композиционного построения. Позднее Веронезе не раз обращался к изображению подобных празднеств и пиршеств, используя для этого религиозные сюжеты: «Пир у Симона Фарисея» (1570 г., Милан, Брера), «Пир в доме Левия» (1573 г., Венеция, Галереи Академии), «Семейство Дария у ног Александра» (около 1570 г., Лондон, Национальная галерея), «Христос и Сотник» (1570 гг., Мадрид, Прадо). В начале 1570 гг., когда Венеция ведет тяжелую войну с Турцией, Веронезе откликается на последнюю значительную победу Венеции над турками. Картина Веронезе «Битва при Лепанто» (1571 г., Венеция, Академия художеств) разделена на две части: внизу изображены сама битва, морское сражение венецианских и турецких галер; вверху коленопреклоненная Венеция с кинжалом в руках воздает благодарность небесным силам. К числу прекраснейших работ Веронезе принадлежит написанный в эти же годы цикл полотен для семьи Куччина (Дрезден, Картинная галерея): «Семейство Куччина перед Мадонной», «Несение креста», «Поклонение волхвов». Особенно хороша «Семья Куччина перед Мадонной», в которой праздничное великолепие сочетается с тонкой проникновенностью и глубокой человечностью образов. Поздние работы Веронезе характеризуются некоторой перегруженностью композиций и преувеличенностью движений, что позволяет рассматривать его как одного из предшественников искусства барокко. Одним из самых прославленных произведений последнего периода его творчества является плафон большого зала Палаццо дожей «Триумф Венеции» (1580–1585 гг.), в котором объединены аллегория, мифология и реальные, выхваченные из жизни образы. В этой поздней работе во всю силу вновь прозвучал великолепный колористический дар художника, раскрылся его выдающийся талант декоратора, умение наделить аллегорическую сцену тонкой поэтичностью. Иллюзорные приемы решения и помпезная бравурность композиции предваряют уже приемы монументально-декоративной живописи XVII в. В некоторых поздних картинах художника начинают звучать не свойственные ему ранее тревога и беспокойство. Все чаще он обращается теперь к трагическим эпизодам Священной истории, воплощая в них страдание и скорбь: «Распятие» (Париж, Лувр), «Оплакивание Христа» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Эти настроения позднего Веронезе свидетельствуют о том, что в последние десятилетия XVI в. и в культуре Венеции начинает сказываться кризис ренессансного гуманизма. Искусство Паоло Веронезе оказало значительное влияние на мастеров XVIII в. К его наследию проявляли большой интерес венецианские «виртуозы» (С. Риччи, Дж. Б. Питтони, Дж. А. Пеллегрини и др.), Дж. Б. Тьеполо, а также другие мастера, работавшие в так называемой неоверонезовской манере. Искусство Веронезе вызывало интерес и мастеров XIX в., осваивавших законы подлинно пленэрной живописи (В. Суриков, В. Поленов).



 
PR-CY.ru