ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ - Страница 2

В центральной части плафона Веронезе написал фигуры Венеции и Юпитера, изгоняющего пороки. В образе главного божества Олимпа он прославил деятельность дожа и Совета десяти – верховного органа Республики. Эти работы принесли художнику известность. Период 1553–1555 гг. он провел в Вероне, но, получив в 1555 г. заказ на роспись церкви св. Себастьяна в Венеции, вновь покинул родной город. Как и во Дворце дожей, три картины исполнены на холстах и вставлены в рамы. Исполненные в светлой колористической гамме сцены из истории Эсфири («Триумф Мардохея», «Эсфирь, направляющаяся к царю Ассуру») придали интерьеру праздничность, сюжет из библейской истории передан с большой фантазией, красочно и повествовательно. Пластически выразительные фигуры персонажей написаны в экспрессивных движениях, а в композиционном решении сцен ощутима свобода и размах. Динамичность композиций, смелые декоративные решения свидетельствуют о зрелости мастера. Эта работа принесла большой успех молодому художнику и, как свидетельствуют современники, была высоко оценена Тицианом. С этого времени Веронезе получает множество заказов. В конце 1550 гг., помимо декоративных росписей, он пишет целый ряд станковых картин – религиозных композиций и портретов («Граф де Порто с сыном Адриано», Флоренция, частное собрание), привнося в портрет элементы жанровости. Станковое полотно «Христос в Эммаусе» (конец 1550 гг., Лувр) – одно из первых изображений «трапез Господних», которые будет часто изображать художник. Легенда о Христе и двух его учениках, узнавших в путнике воскресшего учителя, интерпретируется как изображение трапезы простой венецианской семьи или сцены в трактире, в скромном интерьере. Вокруг персонажей Священного Писания размещены изображения простых людей, среди которых есть портреты заказчиков и хозяина трактира. Удлиненный формат картины позволяет вместить много фигур, создать развернутое повествование о евангельском событии. В дальнейшем Веронезе будет вновь обращаться к написанию сцен общественных «пиров», в которых, возможно, нашла отражение идея объединения венецианского общества в 1560–1570 гг. как основы мифа о Венеции – идеальном государстве, поддерживаемом дожем и патрициатом. В Венеции Веронезе познакомился с блестящей живописью венецианской школы и, в первую очередь, с произведениями Тициана, которые произвели на него сильнейшее впечатление. Под влиянием живописи позднего Тициана Веронезе усваивает широкую, свободную манеру письма, которая становится характерной для его произведений. Полного расцвета его творчество достигает в 1560 гг. В этот период его произведения приобретают тот ярко выраженный светский характер, который так показателен для его творчества. Образы реальной жизни, современные костюмы, богатая венецианская архитектура превращают теперь его картины и росписи в изображение современной ему Венеции. При этом отличительной чертой произведений Веронезе является бьющая через край жизнерадостность, искрящееся веселье. Среди монументальных работ 1560 гг. одной из самых значительных явилась роспись в построенной Андреа Палладио вилле в местечке Мазер у подножия Азоланских холмов для патрицианской семьи Барбаро. Вилла была окружена великолепным парком, украшенным скульптурой А. Виттория. Здесь Веронезе дал волю своей неистощимой фантазии. Наряду с обычными в подобных декоративных росписях аллегориями и мифологическими сюжетами он ввел в нее новые мотивы – великолепные портреты хозяев и гостей, остроумные и живые жанровые сценки, проникнутые тонким чувством природы пейзажи. Веронезе изобразил в плафоне центрального зала Юпитера, Венеру, Марса, Диану, Меркурия, а по углам фигуры Огня, Земли, Воды и Воздуха, в люнетах – группы аллегорических фигур, олицетворяющих времена года. На стенах комнат с большой фантазией представлены жанровые сценки – хозяйка дома со служанкой на балконе, служанка, заглядывающая в дверь. С большим мастерством написаны и пейзажи в архитектурных обрамлениях, мотивы которых (сама вилла, аллеи парка, сад) заимствованы с натуры. Колорит росписей пейзажей художник стремился соотнести с пленэрными наблюдениями различных времен года. Весь ансамбль росписей создает радостное настроение, тонко гармонируя с архитектурой Палладио, пейзажным окружением.

 



 
PR-CY.ru