ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ

ПАОЛО ВЕРОНЕЗЕ (настоящее имя Паоло Кальяри; 1528–1588 гг.) – итальянский живописец, художник праздничной, нарядной и богатой Венеции, один из крупнейших представителей позднего итальянского Возрождения. Паоло Веронезе – мастер больших алтарных картин и пышных монументальных росписей, в которых главным действующим лицом является блещущая разнообразием красок, шумная и подвижная толпа его сограждан. Религиозные картины этого мастера носили настолько светский характер, что даже навлекли на него неудовольствие инквизиции. Вместе с тем в творчестве Веронезе большое место занимают мифологические сюжеты, аллегории, портеры, пейзажи. Паоло Веронезе – один из самых блестящих колористов венецианской школы. Его картины, в которых преобладает обычно холодноватая серебристая гамма тонов, отличаются рафинированной изысканностью красочных сочетаний. Детство и годы учения художника протекали в Вероне – городе у подножия Альп, входившем в подвластную Венеции территорию (отсюда и прозвище «Веронезе», т.е. «Веронский»). Его семья была родом из Ломбардии, но перебралась в Верону, где дед и отец будущего художника, каменотесы, работали на строительстве городских стен. Паоло был отдан в обучение к архитектору Микеле Сан Микеле, у которого получил навыки в обработке камня, рисовании, но архитектором он не стал. Вскоре перешел к живописцу Антонио Бадиле, которому помогал в росписи веронских церквей и под руководством которого делал рисунки с гравюр Рафаэля и Дюрера. В конце 1540 гг., как сообщают биографы, Паоло начал работать самостоятельно, главным образом в области монументально-декоративной живописи. Монументальная живопись, позволявшая проявить фантазию, мастерство композиционных замыслов, великолепный дар колориста, стала призванием Веронезе. Он начал, согласно сохранившимся сведениям, с росписей загородных вилл патрициев области Венето и фасадов домов (последние, к сожалению, не сохранились). Уже в первых работах проявились его блестящий талант декоратора и одаренность колориста. Об этом свидетельствуют исполненные в начале 1550 гг. в вилле Соранцо (близ Кастельфранко), выстроенной Микеле Сан Микеле в 1551 г., сохранившиеся лишь фрагментарно росписи на мифологические сюжеты. Уже здесь сказывается присущая Веронезе любовь к сложным движениям и необычным ракурсам, поражает богатство цветового решения. Эта роспись свидетельствует и о знакомстве художника с произведениями Рафаэля, Микеланджело, Пармиджанино, Корреджо, однако она лишена подражательности. В ней уже звучат праздничная приподнятость и жизнерадостность, которые составляют характерную особенность большинства произведений Веронезе. Одна из росписей – аллегорическая композиция «Время и Слава». Могучий старец Хронос из-за облака наблюдает над трубящей Славой, легкая фигурка которой парит в небесном пространстве. Фреска исполнена в светлой яркой колористической гамме. Светло-серые, лиловые, розовые, зеленые цвета станут излюбленными цветами в палитре Паоло Веронезе. Сам тип росписи с аллегориями светского содержания, с мифологическими сценами, по-видимому, отвечал требованиям росписи загородной виллы, прославляющей род хозяев дома, красоту природы. В 1553 г. Паоло Веронезе был приглашен в Венецию для участия в росписи Дворца дожей – здания венецианского правительства. По специальной программе, разработанной венецианским гуманистом Даниэле Барбаро, предполагалось осуществить роспись трех плафонов на популярную в эпоху Возрождения тему, развивающую миф о политическом и экономическом могуществе Республики Св. Марка. Хотя Паоло Веронезе был привлечен к работе в качестве помощника, фактически он стал главным художником. Он исполнил в технике масляной живописи на холсте три композиции, заключенные в рамы, окружив их аллегорическими композициями в овалах (по две фигуры в каждом).

 



 
PR-CY.ru