ПЕСНОПЕНИЯ в православной церкви - Страница 2

Начиная с VIII в., метрический размер древней поэзии исчезает, и вместо него появляются так называемые сенарии (шестистопные ямбы), «Анакреонтовы стихи» (четырехстопные ямбические) и «политические стихи» (пятнадцатисложные строки, произносимые наподобие ямбических). В новейшее время кардинал Питра («Hymnographie de l'église Grecque», Рим, 1867), признавая отыскивание в христианской гимнологии классических метров трудом совершенно напрасным, высказал новый взгляд, согласно которому церковные гимны имеют поэтический размер, но не метрический или тонический, а силлабический, который сделался господствующим у всех новых народов. Все многочисленные каноны, а также песни «октоиха», по его мнению, изложены по законам силлабической симметрии. Размер этот, по мнению Питры, не имеет недостатка ни в гибкости, ни в разнообразии, ни в точности; строфы, попеременно то тяжелые, то легкие, состоят то из одиннадцатислоговых стихов, правильно соразмеренных, то из более кратких. Акростих часто проходит по начальным или средним буквам песнопений. Происхождение их силлабической формы Питра приурочивает к личности и эпохе Романа Сладкопевца (по одним – конец V в., по другим – начало VIII в.). Теория Питра оставляет, однако, без объяснения формы нескольких групп песнопений очевидно не силлабических. По В. Кристу («Anthologia graeca carminum Christianorum», Лейпциг, 1871), при полном отсутствии просодии античного типа, в церковных песнопениях соблюдается поэтическая норма, заключающаяся не только в силлабической равночисленности слогов в стихах, но и в пропорциональной равномерности ударений или акцентов. Место долгих и коротких слогов стихосложения метрического здесь заступают ударения, на известном, правильном расстоянии одно от другого. Новейший (1878 г.) исследователь этого вопроса, профессор Е.И. Ловягин, доказывает, что истинно-поэтическая форма несомненно свойственна церковным песнопениям, но она ни древне-метрическая, ни силлабическая, как учит Питра, ни метротоническая, как доказывает Крист. Тот факт, что Иисус Христос, при совершении последней Своей ветхозаветной Пасхи и первой христианской евхаристии, воспел, вместе с апостолами, псалмы Давида, показывает, что в форме песнопений Христос следовал примеру ветхозаветной церкви. В христианском богослужении первых веков пелись десять гимнов ветхозаветных праведников, начиная от Моисея до вавилонских отроков. Первые песни собственно христианские (Симеона, Захарии, Елисаветы, Пресвятой Девы Марии Богородицы) также составлены в духе и форме еврейской священной поэзии. Василий Великий, Иоанн Златоуст, Амвросий и Августин часто говорят о христианских песнопениях, об их превосходстве перед языческими, и говорят о них наряду с пророческими и Давидовыми песнями.

 



 
PR-CY.ru