Словарь по христианству П ПЕСНОПЕНИЯ в православной церкви

ПЕСНОПЕНИЯ в православной церкви

ПЕСНОПЕНИЯ в православной церкви – необходимая принадлежность богослужения, как и у христиан почти всех других вероисповеданий, от самого начала церкви Христовой. Отрывки из церковных песнопений сохранились еще от апостольских времен в Священном Писании (Ефес., 5:14; 2 Тим., 2:11; 1 Тим., 3:16; Откр. 5:9; 11:15; 15:3; 21:13). Несколько песнопений, в том числе «Свете тихий...», «Хвалите отроцы Господа», «Благословен еси, Господи...», находятся в «Постановлениях апостольских». Затем следуют песнопения гимнологов, уже известных по именам (см. Филарет, архиепископ Черниговский, «Обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви», 1864). Названия песнопений в разное время были различны. Они указывают не только на то, что все эти виды лирики назначались для пения (в храме), но также на их особый, в подлиннике, склад речи, точное определение которого с течением времени стало невозможным и ныне составляет лишь предмет догадок ученых. Со времени Вселенских соборов, в Византийской империи церковное песнетворчество, разнообразное по содержанию, делится на множество видов, с особыми для каждого названиями, указывающими то на содержание песнопения, то на время его пения при богослужении, то на внешнюю форму и взаимное отношение песнопения: антифоны, акафисты, богородичны, блаженны, величания, екзапостиларии, задостойники, икосы, ипакои, ирмосы, каноны, катавасии, кондаки, многолетия, мученичены, непорочны, отпустительны, парастас, седальны прокимны, самогласны, самоподобны, светильны, славословия, стихиры, стихиры стиховны, трипеснец, тропари и т.д. (объяснение значения этих названий см. в кн. прот. К.Т. Никольского «Пособие к изучению устава богослужения православной церкви», СПб., 1888). Все церковные песнопения собраны и распределены, применительно к условиям их богослужебного употребления, в богослужебных книгах (служебнике, октоихе, минеях, часослове, триодях, акафистниках, канонике, ирмологии и проч.). Главный вопрос в христианской гимнологии касается внешней формы песнопений. Одни ученые (Свида, Л. Алляций, в новейшее время Люфт в своей «Литургике», Кайзер – в «Beiträge zur Geschichte d. Kirchenhymnen», 1868, и др.) думают, что кроме трех канонов св. Иоанна Дамаскина (на Рождество Христово, Богоявление и Пятидесятницу), написанных правильными ямбическими стихами, все прочие песнопения Восточной церкви написаны, в греческих подлинниках, обыкновенной прозой. Другие ученые утверждают, что песнопения, если не все без исключения, то в большинстве, имели тот же самый метр, как и поэтические произведения древних греков. В XII в. византийский грамматик Триха объяснял правила греческого стихосложения примерами греческих церковных песнопений. Существует предположение, что в греческих тропарях «скрываются» рифмы лирических од и трагических хоров древних греков, на том основании, что многие из тропарей написаны равными по числу слогов строками, и что во многих рукописях песнопений точки расставлены не по обычному для этого знака порядку. Ныне считается несомненно доказанным, что стихотворений метрических, составленных по образцу древнегреческих, в церкви не существовало. Христиане прямо чуждались этой формы, как и всего языческого. Стихотворения христианских писателей (Климента Александрийского, Мефодия и др.), написанные метрически, не входили в состав богослужебного пения. Афанасий Великий и Иоанн Златоуст восставали против гимнов, составленных по примеру языческих (что имело место у еретиков); последний называл их «сатанинскими песнями». Иероним говорил, что Богу нужно петь «не голосом, а сердцем, и не умащать гортань сладостями, по примеру трагиков, так чтобы в церкви слышались напевы и песни театральные».

 



 
PR-CY.ru