ПЕСНОПЕНИЯ в православной церкви - Страница 3

О многих стихирах (например, так называемых Анатолиевых) положительно известно, что они составлены по образцу ветхозаветных поэтических творений. Названия стихир и ирмосов показывают их теснейшую связь с книгой псалмов. Из всех этих данных Е.И. Ловягин заключает, что поэтические элементы греческих песнопений суть элементы еврейской поэзии, согласно ее характеристики новейшими учеными – Леем (Ley, «Ueber Rhythmus und Strophenbau der Hebr. Poesie», в «Jahrb. für Philologie und Pädagogie», 1871) и А. Олесницким («Рифм и метр ветхозаветной поэзии», «Труды Киевской Академии», 1872). Протоиерей Павский также держался мнения о генетическом или аналогическом отношении стихосложения греческих церковных песнопений к древнееврейскому стихосложению, особенно останавливаясь на параллелизме мыслей и стихотворных фраз в Книге Притчей и других особенностях еврейской священной поэзии. Христианское церковное песнотворчество продолжалось во все время существования русской церкви и продолжается доселе. Все канонизованные святые русской церкви имеют свои особые тропари и кондаки, иногда – целые службы, составленные по поручению церковной власти. Сложены они по форме однородных богослужебных песнопений греческой церкви, находящихся в употреблении, в славянском переводе, в современной богослужебной практике православной церкви. Как русские церковные песнописцы новейшего времени особенно известны Кирилл, епископ Мелитопольский (канон и акафист св. Александру Невскому) и Антоний, епископ Чебоксарский, ректор казанской академии (канон и акафист св. Тихону Воронежскому). Гимнологическая деятельность церкви проявляется также в изменениях, вносимых, с утверждения Св. Синода, в разные чины и молебные пения, составленные прежде. Так, в чине «молебного пения, бываемого в день Рождества Христова», по случаю «избавления России от нашествия галлов и с ними два-десяти язык», составленном митрополитом Филаретом Московским, в позднейшее время Св. Синодом, с разрешения императора, выпущены две фразы, резкие по отношению к французам. Гимнография православной церкви – самый мало разработанный отдел русской «литургики». Бесчисленные списки древних рукописных «чинов» богослужения и его частей, хранящиеся в библиотеках рукописей при духовных академиях, в Румянцевском музее, императорской публичной библиотеке, иногда не имеют даже хорошей каталогизации (например, «чины» богослужебные в рукописях Санкт-Петербургской духовной академии). Четыре-пять монографий о деталях древнерусского богослужения, имеющиеся в нашей литературе, составляют лишь начало исследования этого предмета.



 
PR-CY.ru