ПАТРОЛОГИЯ - Страница 2

Первым специальным сочинением по патрологии было «De viris illustribus» («О знаменитых людях») Иеронима Стридонского, доведенное до Иоанна Златоуста, которое для христианской церкви сделало то же самое, что сделали Светоний и Плутарх для мира языческого. Оно было написано в качестве полемики против Порфирия, Юлиана и Цельса, утверждавших, что церковь состоит лишь из невежд, и было переведено на греческий язык. Поэтому еще в древности оно было известно и на Востоке. Массилийский пресвитер Геннадий продолжил сочинение Иеронима до конца V в., а Исидор Севильский – до 610 г.; Ильдефонс Толедский снабдил его дополнительными примечаниями. На Востоке патриарх Фотий (858–867 и 877–886 гг.) в своей «Библиотеке» («Muriobiblion») дает уже не один перечень, но и критику святоотеческих творений, с обширными выдержками более замечательных мест, а также из ранее неизвестных сочинений, даже языческих. Кроме того, из западных писателей заслуживают упоминания Гонорий Отенский и Зигеберт Камбрейсий, давшие, в начале XII в. несколько дополнительных замечаний к предыдущим сочинениям. В 1492 г. спангеймский аббат Иоанн Триттенгейм издал сочинение «De scriptoribus ecclesiasticis» («О церковных писателях»), а Оберт Myrec дополнил его. Все перечисленные сочинения собраны в одно издание Альбертом Фабрицием (Гамбург, 1718 г.). XVII век открывает новую эру в патрологии; одновременно появляется и термин «патристика». В область патрологии вводится критика, и с этого времени она принимает научный характер. В 1613 г. Роберт Беллармино издал сочинение «De scriptoribus ecclesiasticis», а в 1633 г. появилось издание Галуа «Illuslrium ecclesiae orientalis scriptorum qui sanctitate et eruditione floruerunt». Бенедиктинец Николай Нурри в 1703–1715 гг. издал в Лионе ряд ученых диссертаций об Отцах церкви первых четырех веков и их учении – «Apparatus ad bibliothecam maximam veterum patrum et antiquorum scriptorum ecclesiasticorum». Луи Дюпен издал в 47-и томах «Nouvelle bibliotheque des auteurs ecclesiastiques» (Париж, 1686–1711 гг.). Более прагматичное изложение патрологического материала дал Реми Селлье в «Histoire generale des anteurs sacres et ecclesiastiques» (Париж, 1729–1763 гг.; в 1860–1865 гг. это сочинение, исправленное и дополненное, корпорацией католических богословов, было издано вновь). К этому сочинению как необходимому и в настоящее время пособию для патрологов следует присоединить «Memoires pour servir a l'histoireecclesiastique des six premiers siecles» Тильемона (Париж, 1693 г.). В XVIII в. для патрологии наступает период монографий. В 1789–1799 гг. бенедиктинец Люмпер издал прагматический курс патрологии «Histoire theologique et critique de la vie, des ecrits et de la doctrine des ss. Peres et d'autres ecrivains ecclesiastiques», ограничивающийся лишь тремя первыми веками. Бюсс в1828 г. издал «Esquisse de l'histoire de la litterature chretienne» (до XV в.). Все это – труды католиков; протестанты же игнорировали эту область; лишь W. Cave в 1677 г. издал «Scriptorum ecclesiasticorum historiaIitteraria» (Женева, 1649 г.; Оксфорд, 1703 г.; Базель, 1741–1745 гг.) и написал «Lives of the most eminent Fathers of the first four Centuries» (Оксфорд, 1840 г.). Первое из этих сочинений Т. Watton продолжил до XVII в. Менее замечательно сочинение Казимира Oudin «Commentarius descriptoribus ecclesiasticis» (1722 г.; до IV в.). К началу XIX в. патрология входит в научный обиход и обозначает особый жанр, ориентированный церковно-традиционалистски (католически), а патристика вытесняется жанрово более четкой «историей догматов». Тогда же в противовес патрологии, ставшей сугубо католической, протестантские исследователи предлагают специальный жанр – «древнецерковная литература», который призван был быть избавлен от догматической предвзятости, рассматривать письменные памятники христианского духа безотносительно к их церковной или теологической значимости.

 



 
PR-CY.ru