ПАТРОЛОГИЯ - Страница 3

Представители этого направления (например, Ф. Овербек, Г. Крюгер и А. фон Гарнак) обвиняли католических ученых в стремлении дать богословскую оценку текстам, которые, по их мнению, представляли интерес, главным образом, с историко-литературной точки зрения. Свою главную задачу они видели в отмене понятия «Отцы церкви» и устранении любых критериев ортодоксальности. С критикой подобного формально-литературного подхода выступил католический ученый О. Барденхевер, который указал на то, что так называемая «древнехристианская литература» с самого начала была догматичной, поскольку христианские авторы были не писателями или литераторами, а теологами. По его мнению, необходимо создать новую патрологию, «непредвзятую», преимущественно историческую дисциплину, которая должна излагаться не с исключительно литературной, а с догматико-теологической позиции, с точки зрения истории идей. Однако Барденхевер именует ее «историей древнецерковной литературы», относительно нецерковных авторов он замечает, что о них патрология с необходимостью говорит в связи с теми теологами, которые принадлежали к церкви. Реализацией его идей, зафиксировавшей продуктивные тенденции развития патрологии на протяжении XX в., стала 4-томная «Патрология» Дж. Квестена – одна из значимых на сегодняшний день работ в данной области. Одной из главнейших задач патрологов всегда было издание самих текстов творений Отцов церкви в подлиннике. На первом месте между такими изданиями должен быть поставлен «Patrologiae cursus completus» аббата Миня, состоящий из 161 тома греческой серии и 222 томов – латинской. В новейшее время в этом издании найдено множество неисправностей и недостатков, но оно навсегда останется цепным по обширному ученому материалу, собранному в prolegomena, почти для каждого Отца церкви и церковного писателя, и по массе перепечатанных в нем лучших монографий прежнего времени. Патрология Миня, по лучшим спискам, восполняет и исправляет ряд новейших изданий. Сочинения так называемых «мужей апостольских» изданы в 1875 г. (с открытиями Вриенния включительно), в 1876–1877 гг. (издание Гебгардта, Гарнака и Цана), в 1866–1877 гг. (издание Гильгенфельдта, «Novum testamentum extra canonem») и в 1878 г. (издание Функа). Апологеты изданы в «Corpus apologetarum» Отто (2-е издание 1876 г.). Апологии Кодрата и Аристида, недавно найденные, изданы в 1878 г. мехитаристами (армянскими христианами на острове Св. Лазаря, близ Венеции, которые стремились оживить и распространить армянский язык и литературу; называются так по имени основателя). Есть также новые издания творений отдельных греческих и латинских Отцов церкви. Из старых изданий еще не потеряли вполне значения «Magna bibliotheca veterum Patrum» (Париж, 1575 г. и 1654 г.), «Maxima bibliotheca veterum Patrum» (Леон, 1677 г.), «Bibliotheca graecolatina veterum Patrum» Галанди (1763 г.; 380 писателей, из которых 180 нет в предыдущих изданиях). В 1880 г. изданы в Инсбруке «SS. Patrum opuscula selecta» (41 т.). В 1875–1884 гг. кардинал Питра издал два тома вновь найденных им отрывков и целых сочинений Отцов церкви II–IV в., до тех пор неизвестных. Питра насчитывает 66 церковных писателей от первых четырех веков, известных по историческим упоминаниям, но сами сочинения которых доселе не найдены. Кроме изданных трудов много сочинений в рукописях рассеяно в разных библиотеках. Для их обозрения могут служить: Th. Spizel, «Les saintsarcanes des bibliotheques celebres devoiles» (1868 г.; в этом же труде помещены обозрение греческих рукописей в Мюнхенской, Трирской и Базельской библиотеках); Th. James, «Chois de manuscrits d'Oxford et de Cambridge» (1600 г.); Thomassini для библиотек Падуанской (1639 г.) и Венецианской (1640 г.); Barvoet – для Эскуриальской (1648 г.); Spannheim – для Лейденской (1674 г.); Haeschel – для Венской (1605 г.); Ernst – для Медичийской во Флоренции (1641 г.). В дореволюционной России патрология развивалась, главным образом, трудами преподавателей Духовных академий: В.В. Болотова, И.В. Попова, А. Бриллиантова, Н.И. Сигарды и др., а после революции усилиями ученых-эмигрантов: Г.В. Флоровского, А.В. Карташева, Киприана (Керна), И. Мейендорфа и др. Патрология как особый предмет в Духовных семинариях и академиях России не преподавалась, поскольку поглощалась другими дисциплинами: историей церкви, догматикой и т.п. Только в 1841 г. Священный Синод определил ввести отдельным предметом патристику. Курс патрологии в Московской духовной академии и Духовной семинарии был введен только в XX в. В Советской России патрология потеряла свои позиции, а исследования в данной области продолжались в строго историко-философском ключе в работах А.Ф. Лосева, С.С. Аверинцева, В.В. Бычкова, Г.Г. Майорова и др. В конце XX в. патрология стала постепенно возрождаться силами церковных ученых (А.И. Сидоров и др.).



 
PR-CY.ru