Словарь по христианству П ПАВЛИКИАНЕ, ПАВЛИКИАНСТВО

ПАВЛИКИАНЕ, ПАВЛИКИАНСТВО

ПАВЛИКИАНЕ, ПАВЛИКИАНСТВО – радикальное религиозное направление восточнохристианского происхождения, возникшее во второй половине VII в. в Армении. Основатель секты – армянин Константин из деревни Мананалис близ Самосаты, в котором издавна существовала многочисленная община маркионитов (последователей гностика Маркиона, жившего во II в.). Около 660 г. Константин начал произвольную экзегезу (толкование) Посланий апостола Павла, в знак приверженности которому принял имя Силуан (в честь его сподвижника), чем заложил традицию среди павликиан называть себя именами сподвижников Павла. Он назвал своих сторонников македонянами. Константин-Силуан развернул свою проповедь в Кибоссе (Армения) и продолжал ее до своей смерти в 684 г. Его деятельность охватывала период 657–684 гг. Это было время монофизитских споров, приводивших к раздорам в византийской империи, и без того находившейся в бедственном положении, а расколом церквей успешно пользовались и арабы. В 684 г. император Константин IV Погонат (668–685 гг.) послал офицера по имени Симеон в районы деятельности павликиан, чтобы подавить их движение и наказать лидеров. В результате по приказу Симеона Константин-Силуан был казнен, но захваченные в плен павликиане в большинстве своем от веры не отреклись. Во время бесед с ними на Симеона произвела впечатление искренность павликиан и принципы их веры. Возвратившись в Константинополь, Симеон, разделяя убеждения павликиан, но, будучи не в силах скрывать своих убеждений, тайно отбыл в Кибоссу, где вскоре возглавил движение, взяв себе имя Тит. В течение трех лет руководства Симеона (Тита) в движение влилось много новых сторонников, но уже в 690 г. император Юстиниан II Ринотмет (685–711 гг.) организовал новую карательную экспедицию, в результате которой Тит и многие другие павликиане были казнены. Среди выживших был некий Павел, который возглавил движение, назначив преемником своего старшего сына Гегнезия (Тимофея). Гегнезий активно служил церкви павликиан в течение 30-ти лет, а его сменил (после его смерти) сын Захария, при котором влияние павликиан распространилось за пределы Армении, на территорию Малой Азии. Они организовали центр в Панарее на Геллеспонте. Наивысшего процветания церковь павликиан достигла при руководстве Сергия (Тихика), который происходил из деревни Ания в окрестностях города Тавия в Галатии и примкнул к церкви в молодом возрасте. Он считается их вторым основателем, т.к. внес значительные изменения в павликианство. Сергий усердно трудился во благо церкви 34 года, объездив всю Малую Азию, для содействия укреплению и развитию местных общин павликиан и распространения их веры. Он старался во всем следовать апостолу Павлу, в частности, отказываясь получать средства от других и зарабатывая на жизнь трудом рук своих (работая плотником). Даже противники Сергия признавали его добросердечность, высокие моральные качества, строгое соблюдение провозглашаемых этических принципов в повседневной жизни. Он завоевывал последователей тем, что проповедовал и демонстрировал своими поступками практическую сторону христианского учения, которое церковники сводили к формальной ортодоксии. Сергий также привлекал к себе сторонников, демонстрируя противоречия между многими церковными предписаниями и неизвестными мирянам высказываниями евангелистов и апостола Павла. Его слушателями были не только миряне, но и монахи, а также священнослужители. Репрессии в адрес павликиан возобновились во времена правления императора Льва V Армянина (813–820 гг.). Он назначил инквизиторов (епископа Фому Славянина и аббата Паракондакеса), которым вменялось в обязанность наставлять и возвращать в лоно церкви покаявшихся, а упорствующих «еретиков» предавать мечу.

 



 
PR-CY.ru