ПОПОВ Иван Васильевич - Страница 11

И.В. Попов относит Тертуллиана к реалистическому направлению в нравственной области, для которого характерна тщательная регламентация внешнего поведения, в отличие от идеалистического направления, предающего большее значение внутренней мотивации поступков, нежели самим поступкам: «...У Тертуллиана было гораздо больше любви к принципу, к христианству как доктрине, ради торжества которой он был готов пожертвовать всем, чем к людям, которыми он был окружён... Ригоризм Тертуллиана проявлялся не только в требовательности иногда излишней, но и в отсутствии снисходительности к слабости других и игнорировании смягчающих обстоятельств». Вместе с тем нравственный ригоризм Тертуллиана, по мысли И.В. Попова, имел и положительное значение, поскольку «был здоровым средством против начинающегося упадка христианских нравов и понижения идеалов апостольского века». Наиболее фундаментальным церковно-научным трудом И.В. Попова является его докторская диссертация «Личность и учение блаженного Августина», вплоть до настоящего времени остающаяся самой значительной отечественной работой об Августине Блаженном (по некоторым сведениям, И.В. Попов подготовил второй том исследования, который не был опубликован). В первой главе автор проводит историко-психологический анализ формирования религиозно-интеллектуального облика Августина Блаженного в период его религиозно-философских исканий (отказываясь от традиционного жанра историко-биографической характеристики). Такой анализ имел помимо самостоятельного также вспомогательное значение для последующего изложения гносеологических и онтологических воззрений Августина Блаженного: «Школьная наука, поэты, историки, ораторы, Платон, Аристотель, Цицерон, неоплатоники, христианская литература Западной Церкви, греческое богословие, теософия Дальнего Востока – всё это, – по словам И.В. Попова, – прошло через горнило его личности, и ничто при этом не осталось неизменённым. Каждое извне идущее возбуждение было пережито им лично, было претворено в его духовный организм и получило печать его индивидуальности. Этой претворяющей силой была его личность, отсюда, не принимая во внимание её особенностей, нельзя понять его системы». И.В. Попов приходит к выводу, что основной силой личности Августина Блаженного во все периоды жизни была любовь, однако после обращения в христианство его любовь, направлявшаяся прежде «к реальным, но непрочным и вечно убегающим благам настоящей жизни», сосредоточилась «на Боге, как высшем и неотъемлемом Благе» и в Нём «нашла для себя упокоение». Во второй главе («Гносеология блаженного Августина») автор подробно исследует учение Августина Блаженного о познании в сопоставлении с учениями Аристотеля, Платона и Плотина.

 



 
PR-CY.ru