ПОПОВ Иван Васильевич - Страница 10

Работа над внутренним очищением в монашестве является, по сути, выполнением евангельского требования о приоритете мотива перед поступком, очищения сердца перед внешней праведностью. Кроме того, «только монашество, – по мнению И.В. Попова, – сделало попытку провести в жизнь Нагорную проповедь, идеал самоотверженной любви и непротивления насилиям и обидам». Говоря о том, что между мирянином и монахом разница состоит только в браке, Иоанн Златоуст имел в виду, что их общей обязанностью является «евангельский идеал любви и внутренней чистоты», т.е. евангельская жизнь (заповеди блаженства, любовь к ближнему, незлобие, милосердие, запрещение клятвы, гнева, роскоши и излишеств). В соответствии с этим, отмечает И.В. Попов, «монашеский индивидуализм» в беседах Иоанна Златоуста оттесняется социальным идеалом построения общественной жизни на христианских началах. Разбирая нравственное учение Иоанна Златоуста, И.В. Попов особое внимание уделял вопросам социального неравенства (таким как власть и подчинение, богатство и бедность, господство и рабство). Преобладание морального аспекта в проповедях и экзегетике Иоанна Златоуста связывал не только с личностью святителя, но и косвенно с особенностями антиохийского направления в древнецерковном богословии (см. Богословские школы древней церкви), прежде всего, в христологии, которую И.В. Попов характеризовал как «адопцианство в различных его формах и видах» (имеются в виду догматические заблуждения Павла Самосатского, Лукиана, Диодора Тарсийского, Феодора Мопсуестийского). Представление о Христе как о человеке, соединяющемся с Божественным Логосом в процессе нравственного преуспеяния, выдвигало, по мнению И.В. Попова, на передний план в антиохийском богословии моральную сторону религии: «Идея существа, достигающего божественного достоинства энергией нравственной самодеятельности, красной нитью проходит через всю историю антиохийцев». В одной из самых ранних печатных работ – «Тертуллиан: (Опыт литературной характеристики)» (1893 г.) – он после анализа жизни и богословия раннехристианского апологета подробно останавливается на нравственно-психологической характеристике его личности.

 



 
PR-CY.ru