«ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ» - Страница 3

О девятой «тетрадке» («О духовном антихристе») в «Окружном послании» говорится: «...Богопротивное сочинение, благочестивому слуху не вместимое, хулы же, в нем обносимые, не леть есть и писанию предати». Десятая «тетрадь», по характеристике И.Г. Кабанова, «лжепророческим духом составленная, назначающая время и день кончины мира и второго страшного пришествия Христова, есть воистину богоборного учения наполненная». В следующей части «Окружного послания», состоящей также из десяти глав, излагаются вопросы вероучения, по которым шла полемика внутри старообрядчества или между старообрядцами и православной церковью. Первая глава посвящена обоснованию вечности приношения Бескровной Жертвы (в опровержение мнения беспоповцев об упразднении священства). Во второй главе утверждается, что «господствующая ныне в России Церковь, равно и Греческая» верует не в иного бога, «но во Единого с нами Творца небу и земли... И такового ради верования ее крещение, совершаемое от нее в три погружения: во имя Отца и Сына и Святого Духа, и хиротония, на основании священных правил и свято-отеческих событий, приемлется без повторения». Затем речь идёт о причинах, по которым старообрядцы отделились от «никониан»: «Понеже убо... древлеправославная предания изменишася. И впоследствии собором (с присутствием греческих патриархов) 1667 года ужаснейшая клятва и анафема на содержащих древняя святоцерковная предания произнесеся и строгое преследование и гонение воздвижеся с мучением». И.Г. Кабанов приводил примеры «жестокословных» обличений из противораскольнических сочинений – из «Розыска о раскольнической брынской вере» Димитрия (Савича (Туптало)), «Пращицы духовной» Нижегородского епископа Питирима, сборника «Скрижаль» и др. Объединение и молитвенное общение возможны, если новообрядцы «отложат вышеупомянутая порицания и соборне оставят свои новодогматствования... и начнут последовати всем древлецерковным преданием неизменно». И.Г. Кабанов пишет, что «Окружное послание» призывает в равной степени удаляться как «от порицающих древлецерковная предания» новообрядцев, так и от неправославных беспоповских мудрований, изложенных в перечисленных «тетрадках». В третьей главе второй части «Окружного послания» провозглашается начертание имени Исус (Iсус) в качестве единственно верного. Вместе с тем И.Г. Кабанов призывает не хулить имя Иисус (беспоповцы утверждали, что под именем Иисус Греко-Российская церковь чтит антихриста), «ибо ныне в России господствующая Церковь, вкупе же и Греческая, под сим именем исповедует того же Христа Спасителя, по плоти родословима сына Давыдова». В «Окружном послании» приводится несколько примеров употребления имени Иисус в старопечатных книгах: в «Острожской Библии», в «Малом Катехизисе» Киевского митрополита Петра (Могилы). В четвёртой главе говорится о начертании восьмиконечного и четырёхконечного крестов, второе начертание не отвергается. Пятая глава посвящена обличению мнения беспоповцев о прекращении в настоящее время таинства евхаристии. Автор «Окружного послания» рекомендует сжигать книги, «направленные на истребление церковных таинств и в поругание святыни».

 



 
PR-CY.ru