«ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ» - Страница 2

О третьей «тетрадке», содержащей «ложное толкование Амфилохиево вторыя песни Моисеовы», в «Окружном послании» сказано коротко: она «есть не согласная Священному Писанию». В четвёртой «тетрадке» («Слово от старчества, лист 283 на обороте. Инока Захария ко ученику своему Стефану в малой обители на горах от града Макторица 3 поприща, близ Подолия, нарицаемого Николы») передаётся беседа Захарии со старцем об антихристе; старец предрекает уничтожение священства, иночества, воцарение антихриста, «брани ратныя на земли», нарушение благочестия. В «Окружном послании» об этой «тетрадке» говорится: всё рассказанное старцем ученику «не что иное суть, точию баснословия, слуху благоразумных отвратительная». Пятая «тетрадь» содержит толкование второй и седьмой глав «Книги пророка Даниила» (сон Навуходоносора об истукане, разбитом сорвавшимся с горы камнем; описание зверя с десятью рогами). Эти пророчества в «тетради» экстраполированы на российскую историю: автор-беспоповец писал, что начиная с середины XVII в. антихрист будет воплощаться в десяти российских царях. И.Г. Кабанов опровергает это утверждение: «Десять бо перст и десять рогов знаменуют разделение Римской монархии на десять частей, а не десять царей державы Русския». Шестое изобличаемое сочинение – «Слово о бражнике» («Из книги Беседы евангельския, глава 24. О бражниках и пияницах, слово 19») – было опубликовано в 1859 г. в журнале «Русская беседа» как фольклорное произведение. В «Слове...» рассказывается о том, как пьяница, попав в рай, упрекал апостола Петра в отречении от Христа, апостола Иоанна – в жестокости к грешникам (пьяницам), царя Давида – в прелюбодеянии, царя Соломона – в идолопоклонстве. В отличие от публикатора «Слова...» автор «Окружного послания» увидел в тексте оправдание распутной жизни. Седьмая «тетрадка» – это легенда о сотворении вина бесом, якобы содержащаяся в «Стоглаве» (легенда легла в основу сюжета пьесы Льва Николаевича Толстого «Первый винокур, или Как чертёнок краюшку заслужил»). И.Г. Кабанов справедливо указывает на то, что подобного рассказа нет в «Стоглаве», и пишет: «Хмель не от беса есть, то и питие оно не бес научи варити, но человецы сами изобретоша». В восьмой «тетрадке» («О несытном былии, еже есть по-еллински былие, по-русски картофий, како и откуду зачася») со ссылкой на «Деяния церковные и гражданские» Цезаря Барония сообщается о том, что картофель появился в результате бесовского волхвования, поэтому его употребление в пищу должно наказываться суровой епитимией. «В последняя времена и лета... по обладанию антихриста умножится сие былие в России; и возлюбит прежде священнический чин, потом убо и мирский простый народ, и не познают своего заблуждения и погубления» (Российская государственная библиотека). И.Г. Кабанов пишет о том, что «сие мудрование еретическо есть... ложно ссылается на книги».

 



 
PR-CY.ru