МАРТИН ИЗ ОПАВЫ - Страница 3

Внутри рассказа о правлении хронологический принцип выдерживался нестрого, но общий объём в строчках всегда соответствовал количеству лет. Этот метод позволял достаточно чётко придерживаться синхронизма церковной и светской истории, но вёл к неравномерности изложения: в первой части текста, где были обозначены первые годы «Хроники...», Мартин из Опавы нередко был вынужден «растягивать» скудную информацию о продолжительных правлениях, во второй части, соответствующей поздней истории, – значительно сокращать имевшийся в распоряжении материал. Исследователи полагают, что «Хроника…» изначально предназначалась для достаточно широкой аудитории: собратьев Мартина из Опавы по Ордену доминиканцев, членов Римской курии, преподавателей и студентов университетов, где доминиканцы традиционно играли важную роль. Это определило бо́льшее внимание наряду с событиями политической истории к фактам, связанным с развитием богословия, литургии, канонического права. Мартин из Опавы создал сравнительно компактный (в авторском формате вместе с прологом к основному тексту занимал около 27 листов) и удобный в использовании справочник по мировой истории. Исследователи полагают, что первоначально он создавался как своего рода дополнение к «Схоластической истории» Петра Коместора (ум. около 1179 г.), описывавшей события библейской истории от Сотворения мира до земной жизни Христа. Помещая историю пап слева, а императоров справа, Мартин из Опавы наглядно демонстрировал превосходство церковной истории над светской. «Хроника…» начиналась с Рождества Христова (т.к. Христос рассматривался как первый папа Римский), которое произошло на 42-м году правления императора Октавиана Августа. Первоначальная редакция «Хроники…» оканчивалась 1268 г., вторая редакция включала продолжение до 1272 г., заключительная, третья редакция – до 1277 г. В последней редакции Мартин из Опавы добавил в пролог краткий рассказ о более ранних светских правителях, начиная с царя Нина, основавшего Вавилон (изложение опирается на средневековую концепцию четырёх всемирных монархий: вавилонян, персов, греков и римлян; см. в ст. Даниил, пророк ветхозаветный), а также подробное описание Рима и его святынь. В заключительной части третьей редакции избыток материала вынудил Мартина из Опавы отступить от строгого формата. В эту редакцию был включён и другой дополнительный материал: именно там впервые появляется история папессы Иоанны, заимствованная Мартином из Опавы из «Хроники» доминиканца Жана де Майи (около 1250 г.). В прологе Мартин из Опавы указывал в качестве источников сочинения Тита Ливия, Орозия, сборник «Деяния Римских понтификов» (исследователи полагают, что это – одна из версий «Liber Pontificalis»), труды Павла Диакона, Бонизона, епископа Сутри, Готфрида из Витербо, Гервасия Тильберийского, Винцентия из Бове, а также сочинение «Чудеса города Рима» (Мартине из Опавы ссылается на это произведение как на «Хронику» некоего Эскодия), «Декрет» Грациана и Жития святых. Он также использовал сочинения Бенедикта из Сант-Андреа, Сикарда Кремонского, Жана де Майи, «Хронику пап и императоров» неизвестного автора из Тиволи («Chronica pontificum et imperatorum Tiburtina») и др.

 



 
PR-CY.ru