МАРТИН ИЗ ОПАВЫ - Страница 2

Гипотеза польского историка Ю. Уминского, отождествившего Мартина из Опавы с Мартином из Сандомира, который возглавлял в 1244–1247 гг. провинцию Польша Ордена доминиканцев, была отвергнута большинством исследователей. Однако Мартин из Опавы имел связи с Польшей и до своего избрания архиепископом. Так, согласно булле папы Римского Иоанна XXI (1276–1277 гг.) от 26 сентября 1276 г., Мартин из Опавы помог своему родственнику (nepos) Роланду из Радомско, клирику Гнезненского архиепископства, получить пребенду каноника в церкви Ленчицы (ныне Лодзинское воеводство, Польша). В целом современные исследователи считают невозможным точно установить этническую принадлежность Мартина из Опавы (исследователи полагают, что он был либо силезским поляком, либо чехом). Исследователям известны три бесспорно принадлежащих Мартину из Опавы сочинения: сборник образцов проповедей и exempla, в значительной мере основанный на более ранних сочинениях Этьена де Бурбона и Гумберта Романского («Sermones de tempore et de sanctis»; включает 321 проповедь и больше 200 exempla; исследователям известны около двадцати рукописей и четыре инкунабульных издания), первый индекс к «Декрету» Грациана («Margarita Decreti», другое название – «Tabula Martiniana Decreti», включает 787 имён, названий и терминов в алфавитном порядке; исследователям известно больше 120 рукописей и 22 инкунабульных издания), а также «Хроника пап и императоров». Мартину из Опавы также приписывали авторство ещё трёх сочинений: «О разных чудесах» («De diversis miraculis»), «О раскольнической церкви греков» («De schismate ecclesiae Graecorum») и «Истории гвельфов» («Historia de Guelfis»). Их тексты исследователям неизвестны: исследователи полагают, что они приписаны Мартину из Опавы ошибочно, или речь идёт о фрагментах из других его сочинений. Наиболее известным сочинением Мартина из Опавы стала «Хроника…». Она получила широкое распространение по всей Европе, так что в позднее Средневековье любое историческое сочинение иногда называли «Martinus». Мартин из Опавы ориентировался на традицию хроник в форме таблиц, восходящую к Евсевию Кесарийскому, образцом для которого, в свою очередь, послужили «Гекзаплы» Оригена. В Средние века этот жанр вновь стал популярным благодаря «Хронике» Гуго Сен-Викторского (около 1130 г.), задуманной как мнемоническое пособие для усвоения материала библейской и последующей истории. Вместе с тем Мартин из Опавы предложил принципиально новый формат такой хроники, в котором перечни пап и императоров располагались не в параллельных столбцах, а на противоположных страницах книжного разворота. Рукописи-автографы Мартина из Опавы не сохранились, но анализ наиболее ранних надёжных копий позволяет исследователям достаточно чётко реконструировать первоначальный вид «Хроники…». Каждая страница была разлинована на 50 строчек, соответствовавших 50-летнему периоду. Слева помещался рассказ о событиях, которые произошли в правление того или иного папы Римского, справа – современного ему императора (Римской империи, Византии или Священной Римской империи).

 



 
PR-CY.ru