МИХАИЛ ХОНИАТ - Страница 3

В кодексе монастыря Ватопед, содержащем список Иерусалимского устава, Михаил Хониат упомянут как святой с днём памяти 4 июля (Алексей Афанасьевич Дмитриевский относил эту рукопись к XIV в.). Новую службу в честь Михаила Хониата составил в 2005 г. гимнограф Александрийской православной церкви Харалампос Бусьяс. Исследователи отмечают, что писательское наследие Михаила Хониата состоит из произведений нескольких жанров. Среди его риторических сочинений исследователям наиболее известны приветственные речи в честь императорских чиновников, в разное время посещавших Аттику, и монодии. К речам примыкают церковные проповеди, произнесённые в период архиерейского служения Михаила Хониата в Афинах: гомилии на Крестопоклонную неделю, на неделю Ваий, на погребение Господа Иисуса Христа, в честь Афинского епископа Леонида, фрагмент гомилии в честь преподобного Мартиниана Кесарийского, а также значительное по объёму собрание огласительных поучений (по номерам исследователям известны 26, из которых полностью или частично сохранились 23). Эпистолярный корпус Михаила Хониата включает 181 письмо, в числе адресатов – византийские интеллектуалы конца XII – начала XIII вв., настоятели монастырей, высшие сановники Византийской империи, а после 1204 г. – Никейской империи и Эпирского княжества. Есть небольшая подборка поэтических произведений, написанных двенадцатисложником, или гекзаметром. Особое место занимает «Прошение» (от греч. буквально означает «напоминание», «меморандум») на имя Алексея III Ангела, составленное в 1198 г. и содержащее просьбу об избавлении от экстраординарных повинностей, грозящих Аттике разорением, а также так называемое Олицетворение, где представлен спор человеческой души с телом перед лицом судей (первоначально опубликовано под именем Григория Паламы). Исследователи отмечают, что сочинениям Михаила Хониата свойствен высокий риторический стиль, характерный в целом для авторов круга Евстафия Фессалоникийского. Речи и письма Михаила Хониата являются ценным источником, позволяющим исследователям характеризовать состояние византийской провинции накануне латинского завоевания и непосредственно после него. В то же время вопрос о степени объективности представленной в них картины всеобщего упадка, разорения и бедности остаётся дискуссионным, поскольку археологические данные, скорее, дают исследователям основание говорить об экономическом росте в византийской Аттике в XII в. Проповеди Михаила Хониата не отличаются оригинальностью содержания и, как правило, посвящены духовно-нравственным наставлениям, основанным на текстах Священного Писания и святоотеческих творениях. При этом автор не упускает случая подкрепить свою мысль заимствованиями из античной литературы. Михаил Хониат также проявляет интерес к христианской антропологии и аскетике, а в некоторых гомилиях обращается и к сюжетам из окружающей жизни, стараясь избегать, однако, конкретных деталей.



 
PR-CY.ru