МАРКИАН - Страница 3

Круг ересей, которыми интересуется автор (ариане, аполлинаристы, евхиты), был актуален для Сирии второй половины IV в., но не для Палестины V в. Ж. Лебон также предложил отождествить автора с Маркианом, который упоминается в трудах Феодорита Кирского. Вместе с тем Ж. Лебон исключил из предполагаемого корпуса Маркиана два сочинения, известных только по-гречески: «Паноплию к монахам» и трактат «О различных нравственных вопросах». Вместо них он включил в корпус фрагменты «Эдесского флорилегия» середины VI в. Сирисйская часть этого корпуса охватывает сочинения: 1) трактат «О покаянии»; 2) трактат «О совершенном учении о душе», посвящён теме нападок сатаны и борьбе со страстью сребролюбия. В среднюю часть текста включено также отступление о цели воплощения Христа; 3) «Наставление о крещении», рассуждение о великих дарах, которых мы сподобляемся в этом таинстве, и призыв к тем, кто совершил грехопадение после крещения, возложить свою надежду на покаяние; 4) «Увещательное слово о вере Церкви» – произведение догматического содержания, направленное на утверждение православного никейского вероучения против ариан и аполлинаристов; 5) трактат «Против последователей учения Аполлинария и Виталия» посвящён опровержению этих ересей. Виталий – епископ общины аполлинаристов Антиохии, современник Маркиана; 6) «О смерти за истину»; 7) «О покаянии»; второе сочинение на ту же тему сохранилось с большими лакунами. Кроме этих работ в «Эдесском флорилегии» есть три фрагмента: «О вере», «Об учении Церкви о вере в Святую Троицу» и «О воплощении». По-сирийски и по-гречески сохранилось два сочинения Маркиана: 8) трактат «О подвижнической жизни» (вариант названия по-гречески) или «О смирении» (вариант в сирийском переводе). Сирийский вариант известен исследователям в краткой и пространной редакциях, и обе они несколько отличаются от греческого варианта. Сирийская версия этого трактата также известна исследователям в рукописной традиции под именем Евагрия Понтийского; 9) «О посте» (небольшой фрагмент из этого сочинения присутствует также в греческом и сирийском версиях «Апофтегм»). Только по-гречески известны исследователям: 10) «Паноплия к монахам» – произведение из корпуса сочинений, приписываемых Ефрему Сирину. В состав корпуса Маркиана оно включено Ж. Кирхмайером; 11) «О различных нравственных вопросах» (условное название этому трактату дано по его первым словам: «Многочисленный и разнообразный...»). Это сочинение находилось в корпусе трудов, приписываемых Нилу Синайскому, и было раньше уже хорошо известно исследователям. Существует также его cредневековый арабский перевод, в котором оно также приписано Нилу Синайскому. Ж. Кирхмайер также обнаружил под именем Маркиана три фрагмента в сборнике «Пандекты» византийского канониста Никона Черногорца (XI в.). Автором первого фрагмента назван Маркиан Вифлеемский (фрагмент представляет собой теоретическое рассуждение о том, что легче совершить видимый грех, нежели внутренний). Автором двух других указан просто «святой Маркиан» или «Маркиан пустынник». Во втором фрагменте речь идёт о запрете монашествующим иметь какое-либо общение с женщинами. Третий касается темы покаяния и обнаруживает близость к сочинению «О покаянии» из корпуса Маркиана. Краткость фрагментов и их связь с общим контекстом труда преподобного Никона Черногорца не дают исследователям возможности провести их стилистический анализ. Однако принадлежность, по крайней мере, третьего из этих фрагментов Маркиану представляется исследователям весьма вероятной.



 
PR-CY.ru