МАРКИАН - Страница 2

Поскольку некоторые благочестивые христиане заранее приготовили в своих церквах ковчеги для погребения святого, надеясь стать обладателями его мощей, из-за чего между ними начали возникать распри, Маркиан завещал Евсевию похоронить его тело в тайном месте, о котором никто не должен был знать, кроме него и двух ближайших учеников, пока не пройдёт значительное число лет. Когда Маркиан скончался, Евсевий сначала похоронил святого, сровняв поверхность земли, а затем объявил о его смерти. Даже спустя более 50 лет съехавшиеся в монастырь многочисленные верующие не смогли найти могилу и мощи Маркиана. Через некоторое время последний из остававшихся в живых свидетелей погребения Маркиана указал его могилу; мощи святого были обретены и перенесены в каменную гробницу. Рассказ Феодорита Кирского о Маркиане кратко изложен в византийских Синаксарях под 18 января и 2 ноября. Под 18 января краткое «Житие Маркиана» содержится в «Синаксаре Константинопольской церкви» и в большинстве других Синаксарей (одна из них включает в том числе два чуда: о светильнике и змее; Маркиан назван чудотворцем), в стишных Синаксарях более пространное «Житие Маркиана» помещено под 2 ноября. Оба варианта текста известны славянской агиографической традиции в составе стишного «Пролога» (в последнем случае Маркиан ошибочно назван не Кирским, а Киринейским; с этим заглавием данный текст вошёл в Великие Минеи Четьи под 18 января). В Четьих Минеях Димитрия Ростовского под 2 ноября приведена краткая житийная заметка, а под 18 января – только память Маркиана с отсылкой на 2 ноября. В «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» под 2 ноября помещено Житие Маркиана из стишного «Пролога», а под 18 января какие-либо сведения о Маркиане отсутствуют. В XVI в. кардинал Цезарь Бароний внёс память Маркиана в «Римский Мартиролог» под 2 ноября. Время смерти Маркиана обычно относят примерно к 388 г., но болландисты предложили уточнённую дату этого события – 392 г. В средневековой рукописной традиции под именами Маркиана Подвижника, или Маркиана Аскета, известен корпус из 11 небольших произведений аскетического содержания, сохранившихся на греческом и сирийском языках в 17 рукописях. Из этих произведений два известны исследователям в греческом оригинале, ещё два – в греческом и в сирийском переводе и семь – только по сирийскому переводу. Кроме того, как в греческой, так и в сирийской версии «Апофтегм» (см.: «Apophthegmata Patrum») есть фрагменты из этих произведений. Ещё три фрагмента сохранилось в сирийском «Эдесском флорилегии» (середина VI в.). В 1959 г. Ж. Кирхмайер исследовал греческую часть этой группы сочинений; вероятным автором этих текстов он предложил считать Маркиана Вифлеемского (около 410 – 492 гг.), палестинского монаха, активного участника антихалкидонской оппозиции в Палестине во второй половине V в., после 480 г. примкнувшего к православной партии. Об этом Маркиане упоминают Захария Ритор в «Церковной Истории» (начало VI в.) и агиограф Кирилл Скифопольский в «Житии преподобного Евфимия Великого» (середина VI в.). Ж. Лебон, изучавший сирийскую часть этого корпуса сочинений, пришёл к выводу, что они созданы в 360–380 гг.

 



 
PR-CY.ru