МАРКИАН

МАРКИАН (ум. в 392 г.) – преподобный Кирский (память 18 января, 2 ноября). Сведения о Маркиане содержатся в «Истории боголюбцев» Феодорита Кирского, где ему посвящена отдельная глава, представляющая подробное и красноречивое описание его подвигов и чудес. Маркиан родился в городе Кир (Кирр) в благородной семье. С раннего детства был окружён роскошью; отличался могучим и красивым телосложением. Но, оставив богатство и презрев все мирские блага, Маркиан избрал местом жительства «самое сердце пустыни». Он затворился в несоразмерной своему высокому росту хижине, где нельзя было выпрямиться из-за низкой крыши, а в лежачем положении – вытянуть ноги. Маркиан питался хлебом только один раз в день, вечером, разделяя кусок, весивший 1 литру (256 г), на четыре дня, чтобы тело получало лишь самое необходимое для жизни, и плоть всегда алкала. Он считал, что для подвижника лучше всего принимать пищу каждый день, но не есть досыта. Истинным постом Маркиан называл постоянную нехватку чего-либо. Некоторое время спустя после полного воздержания от какого-либо общения с людьми Маркиан взял к себе двух учеников – Евсевия, который стал его преемником, и Агапита, будущего епископа, открывшего впоследствии в селении Никерты близ Апамеи два училища. Когда вокруг Маркиана стали собираться и другие последователи, на Евсевия были возложены управление общиной и забота об учителе: он один имел право навещать Маркиана. Однажды ночью Евсевий заметил в его келье свет, заглянул в окно и увидел нерукотворное сияние над головой учителя, которое позволяет ему читать Священное Писание. Евсевий также стал свидетелем того, как заползший в хижину Маркиана змей распался на многие части, словно сожжённый огнём, от крестного знамения и дуновения уст святого. Маркиан, удостоенный Господом дара чудотворения, старался скрыть его и неохотно творил чудеса (например, исцеление бесноватой дочери благородного жителя Верои). Точно так же, как правило, не показывал Маркиан и духовную мудрость, когда после Пасхи позволял приходить к нему всем желающим. Среди посетителей Маркиана были и архиереи: Антиохийский епископ Флавиан, Акакий Веройский, Евсевий Халкидонский, Исидор Кирский, Феодот Иерапольский, однако из смирения подвижник не стал беседовать с ними, передав через прислужника, что слова простого отшельника ничто по сравнению со словом Божьим, которое можно каждый день читать в Священном Писании. Феодорит Кирский рассказывает о том, как Маркиана для духовной пользы посетил отшельник Авит из соседней пустыни. Сначала он отказался от угощения из специально сваренных по этому случаю бобов и репы, т.к. не имел обыкновения принимать пищу до наступления вечера. Однако Маркиан сумел убедить Авита в том, что «дело любви дороже поста». Маркиан отверг дары своему монастырю, привезённые сестрой и племянником, велев раздать их другим обителям, т.к. те «захотели облагодетельствовать нас, движимые чувством естественного родства, а не ради служения Богу». Феодорит Кирский отмечал, что Маркиан «всегда был строг в Божественных догматах», отвергая еретические учения Ария, Аполлинария, Савеллия и евхитов. Он привёл в согласие с церковью многих подвижников в этой местности (в том числе добродетельного старца Авраамия), которые пребывали в неведении о правиле первого Вселенского Собора относительно дня празднования Пасхи и придерживались древнего местного обычая.

 



 
PR-CY.ru