МОДЕРНИЗМ

МОДЕРНИЗМ (лат. «modernus» – «современный») – употребляющееся в полемическом ключе в религии обозначение богословских мнений, учений, обрядовых изменений, направленных на сближение с современностью, вносящих новизну в ортодоксальные вероучительные положения, в традиционные религиозные представления и практики; в специальном историко-конфессиональном значении – движение в католицизме во второй половине XIX – начале XX вв., направленное к обновлению богословской мысли и организационной структуры Римско-католической церкви, к их соответствию научному, культурному и общественно-политическому контексту современности. В понимании модернистов они преследовали, прежде всего, апологетические цели. Понятие «модернизм» стало входить в употребление в Новое время. В полемических высказываниях Мартина Лютера модернистами назывались представители номиналистического течения в схоластике («via moderna»). Так же именовали своих оппонентов сторонники протестантской ортодоксии в XVIII в. В силу того что в католической среде модернизм привёл к внутреннему кризису, длительной полемике и открытому столкновению с церковной властью, вызвав обширную антимодернистскую реакцию (см. ст. Интегризм, Ультрамонтанство), его чаще всего связывают по конфессиональному признаку именно с католичеством. После осуждающей официальной реакции Ватикана термин «модернизм» стал фактически синонимом ереси, обозначающим стремление либерально и прогрессивно настроенных католиков к неприемлемому, по мнению руководства и консервативного крыла католической церкви, примирению католицизма с современным обществом и мировоззрениями, к диалогу и поиску точек соприкосновения с нецерковной культурой, с другими христианскими конфессиями, сопряжённому со злоупотреблениями в применении новых научных методов в богословской области, в первую очередь, в исследованиях Священного Писания, истории церкви и христианских догматов. Противодействие верховного учительства модернизму связано на первом этапе, главным образом, с понтификатом Римского папы Пия IX (1846–1878 гг.), в решающей фазе – папы Пия X (1903–1914 гг.). В энциклике «Quanta cura» от 8 декабря 1864 г. папа Пий IX, не употребляя самого термина «модернизм», осудил буржуазно-демократические и секулярные тенденции в развитии государств и обществ, постулирующие среди прочего принципы свободы совести и вероисповедания. В приложении к документу был составлен «Перечень главнейших заблуждений нашего времени», в котором к сурово осуждаемым «язвам» были отнесены пантеизм, рационализм, социализм, коммунизм, тайные и библейские общества, а также либерализм и либерально-демократические представления о морали и свободе совести, о христианском браке, гражданском обществе, церковном устройстве и праве (подробнее см. ст. «Syllabus errorum»).

 



 
PR-CY.ru