МЕЛАНИЯ РИМЛЯНЫНЯ - Страница 7

В «Типиконе Великой церкви», отражающем особенности кафедрального богослужения Константинополя IX–XI вв., память Мелании Римляныни указана под 28 декабря без богослужебного последования. В «Студийско-Алексиевском Типиконе» 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского «Синаксаря», Мелания Римляныня не упоминается, однако в рукописных славянских «Минеях» студийской традиции (например, Исторического музея, XII в.) под 31 декабря приводится богослужебное последование Мелании Римляныне, состоящее из канона, цикла стихир и седальна. Согласно «Евергетидскому Типикону» второй половины XI в., представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава, память Мелании Римляныни отмечается 31 декабря, но служба ей совершается 30 декабря (т.к. 31 декабря – отдание праздника Рождества Христова, и в этот день назначаются только песнопения праздника); богослужебное последование Мелании Римляныне состоит из канона четвёртого гласа, двух стихир и седальна. Согласно «Мессинскому Типикону» 1131 г., отражающему южноиталийскую редакцию Студийского устава, память Мелании Римляныни отмечается 31 декабря, но поскольку в этот день совершается отдание праздника Рождества Христова, и на вечерне, утрене и литургии поётся служба праздника, то Мелании Римляныне назначается только канон на полунощнице. В Типиконах и богослужебных книгах, относящихся к Иерусалимскому уставу, память Мелании Римляныни отмечается 31 декабря (например, XII–XIII вв.), но служба ей переносится на 30 декабря (из-за отдания 31 декабря праздника Рождества Христова) и поётся вместе со службами мучение Анисии и попразднства Рождества Христова (например, в Типиконе сербского архиепископа Никодима 1319 г., в первопечатном греческом Типиконе 1545 г., в первопечатном московском Типиконе 1610 г.). Последование Мелании Римляныне, содержащееся в современных греческих и русских богослужебных книгах, включает: кондак третьего гласа «Девства чистоты возлюбльши...», кондак четвёртого гласа «Озарив душу...» с икосом; канон авторства Феофана Начертанного, без акростиха, четвёртого гласа, ирмос (начало: «Страстей омрачением очерневша мя»); цикл стихир-подобнов; седален; ексапостиларий (только в греческих). По рукописям исследователям известен также дополнительный ексапостиларий Мелании Римляныне.

 



 
PR-CY.ru