МЕТОДИСТЫ - Страница 3

В письме королю Георгу II Джон Уэсли подтверждает свою приверженность Церкви и короне: «Мы объединились только для одной и никакой другой цели – для содействия, насколько это в наших силах, справедливости, милосердию и правде слова Божия, а также установлению мира и доброй воли среди людей; мы не приемлем доктрины Римско-католической Церкви и принадлежим только царственной особе Вашего Величества и королевского дома». Не отрицал он и важности таинств, считая их незаменимой помощью всем людям в принятии веры и утверждении в ней. Организованные Джоном Уэсли «общества» задумывались не как замена организационных структур Англиканской Церкви, а как дополнение к ним. Акцент был сделан на евангелизации культа, достижении духовной чистоты, развитии миссионерской и проповеднической деятельности, ориентированной на широкие народные массы. Джон Уэсли утверждал, что спасение человека, наделённого свободной волей, зависит от его поведения. Хотя человек при грехопадении отдалился от первоначального совершенства, потеряв праведность, он не утратил образ Божий в себе, разум и свободу выбора, поэтому способен в результате долгой борьбы со своими греховными наклонностями достичь духовного возрождения. Обратившись к Богу, человек может содействовать благодати, дарующей силу к совершению добра. Человек в неверии может противиться благодати, может утратить её, и потому не только возможно, но даже необходимо многократное повторение «возрождения». Таким образом, первоначально учение методистов сводилось к следующим установкам: люди по своей природе грешны и, следовательно, являются детьми греха; человек оправдывается верой; вера производит внутреннюю и внешнюю святость. Во многом по этим соображениям Джон Уэсли утвердил проповедничество мирян без различения их общественного статуса и образования (с 1741 г.), а также допустил возможность появления проповедников-женщин. Первым методистским проповедником-мирянином стал Томас Максфилд (около 1720 – 1785 гг.). Он активно привлекал мирян не только к произнесению проповеди во время службы, но и к решению организационных вопросов внутри церковных общин. Основной аудиторией первых методистов были находившиеся в полном небрежении церкви и государства рабочие корнуолльских штолен, жители лондонских трущоб, портовые грузчики Бристоля. Владельцы горнодобывающих и промышленных предприятий косвенно способствовали развитию методизма, не устанавливая запретов на проповедническую деятельность первых проповедников-методистов. Исследователи полагают, что они были заинтересованы в их деятельности, полагая, что она может помочь предотвратить возможные социальные конфликты. Первые методисты начинали своё общение с верующими с проповеди и исполнения гимнов. Проповеди представляли собой живую речь, а не чтение заранее написанного текста. Слова и выражения подбирались с учётом уровня слушателей. Джон Уэсли много работал над речью, чтобы приблизить её к народной, сделать ясной и образной. Гимны заменили собой псалмы. Популярность гимнов была обусловлена понятным для народа языком и несложными мелодиями, а также легко запоминавшимися припевами. Автором первых гимнов методистов стал Чарльз Уэсли. С их помощью он распространял Евангелие среди простых людей. Чарльз Уэсли также стал одним из первых в английской культуре, кто начал писать церковные гимны на собственные стихи.

 



 
PR-CY.ru