МЕЛХИСЕДЕК, Стефанеску (Штефэнеску) Михаил Петрович - Страница 7

Мелхиседек раскрыл особенности политического влияния на османские власти представителей, с одной стороны, протестантских Англии и Голландии, с другой – католических Франции и Венеции, пытавшихся привлечь на свою сторону экуменического патриарха. В этом же контексте (с точки зрения прокальвинистских тенденций) он проанализировал позицию патриарха Александрийского и Константинопольского Кирилла I (Лукариса), проявившуюся в приписываемой ему работе «Исповедание веры христианской». Это сочинение по изданию кальвинистского священника Жана Эмона («Monuments autentiquées de la réligion des Grecs». Haga, 1708 г.) Мелхиседек перевёл на румынский язык. Также Мелхиседек уделял большое внимание историческим обстоятельствам созыва Ясского Синода 1642 г., положившего начало проведению нескольких международных православных конференций с целью уточнения системы догм. В связи с этим Мелхиседек проанализировал сочинение «Исповедание веры» Киевского митрополита Петра (Могилы); полемику Молдавского митрополита Варлаама (Моцока) с кальвинистским «Катехизисом», своего рода ответ кальвинистам, прозвучавший на антикальвинистском Синоде 1645 г. в Молдавии, в котором принимали участие представители православной церкви как Молдавии, так и Валахии; «Исповедание веры» Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары (1672 г.), переведённое Мелхиседеком на румынский язык на основе издания начала XVIII в. Религиозному разнообразию Румынии посвящена работа, в которой охвачена история раскола Русской православной церкви и последовавшее за этим переселение части старообрядцев на территорию Румынии и в некоторые районы Буковины, находившейся в составе Австро-Венгрии. Мелхиседек разобрал причины возникновения схизмы в Русской православной церкви в середине XVII в., процесс дробления старообрядческой церкви на группы. Во второй части книги, используя конспекты лекций Киевской духовной академии, он представил религиозные объединения, существовавшие в России и на Балканском полуострове. Исследователи отмечают, что труд о противостоянии Румынской православной церкви влиянию Римско-католической церкви выдержан, скорее, в публицистическом стиле. Мелхиседек подчеркнул роль католической церкви в международных политических отношениях; стремясь осветить проблемы современной ему эпохи, Мелхиседек представил экскурс в историю деятельности католических епископатов и миссий на территории румынских княжеств. Мелхиседека считают одним из основателей современной румынской славистики. Он первым приступил к научному исследованию рукописной традиции агиографических произведений о митрополите Григории Цамблаке и великомученице Параскеве. Его вкладом в славистику исследователи также называют опубликованный им каталог старославянских книг и рукописей из коллекции Нямецкого монастыря и собрание старославянской эпиграфики из церквей Румынии и Болгарии. Многие вошедшие в сборники надписи ныне утрачены. Также Мелхиседек составил сборник армянской эпиграфики. Мелхиседеку принадлежат биографии несколько румынских церковных деятелей XVIII–XIX вв.: митрополита Унгро-Влахийского Антима Ивиряну, епископа Рымникского Филарета, епископа Бузэуского Дионисия (Романо). В 1890 г. Мелхиседек написал трактат о почитании икон и составил список чудотворных икон, находившихся на территории Румынии.



 
PR-CY.ru