МЕЛХИСЕДЕК, Стефанеску (Штефэнеску) Михаил Петрович - Страница 5

В 1882 г. он обратился в Синод с предложением создать румынские певческие школы для сохранения и пропаганды традиций церковного пения. Апеллируя к авторитету крупного румынского композитора Гавриила Вакуловича Музыческу, учившегося в Санкт-Петербургской консерватории, Мелхиседек поддержал создание первых в Румынии многоголосых (мужских и женских) церковных хоров. В качестве члена Синода Мелхиседек представил несколько других проектов, касавшихся урегулирования церковной жизни в Румынии: создание Комиссии по исправлению богослужебных книг, упорядочение отношений между румынским православным духовенством и представителями других христианских конфессий и инославных религий на территории Румынии, церковное обоснование отказа от введения григорианского календаря. В 1888 г. от имени Синода Мелхиседек представил в Сенат Румынии законопроект об улучшении материального положения духовенства. На основании статистических данных он показал бедственное положение церковных структур вследствие введения правительством реформ 1860 гг., считал необходимым повысить престиж церкви в обществе. Мелхиседек внёс ощутимый вклад в реформирование учебного материала в системе румынского церковного образования. В середине XIX в. в семинариях румынских княжеств отсутствовали учебники, обучение традиционно строилось на освоении литургической литературы, как правило, Псалтири и Октоиха, основные положения догматики излагались по одноимённому сочинению Иоанна Дамаскина, церковную историю преподавали по «Истории христианской Церкви» Афинского митрополита Мелетия (конец XVII – начало XVIII вв.). Вернувшись в Румынию после окончания Киевской духовной академии, Мелхиседек приступил к разработке учебных пособий. По его убеждению, современный уровень подготовки священников требовал, чтобы учебная программа семинарий охватывала всю систему православной доктрины. В трактате «Краткое введение в курс богословских наук» Мелхиседек, проследив историю духовного образования в Молдавии, пришёл к выводу, что главным препятствием в его развитии было отсутствие учебной литературы, систематически излагающей весь комплекс богословских знаний. Опубликованный Мелхиседеком дидактический материал показывает исследователям, что предложенный им проект реорганизации учебных программ семинарий с систематическим изложением их на румынском языке основывался на традициях Киевской духовной академии и опыте преподавания в ней богословских наук, который он стремился адаптировать к румынским условиям. В этих целях он перевёл на румынский язык и издал труды современных ему российских церковных учёных второй половины XIX в.: «О богослужении Православной Церкви» протоиерея Ивана Михайловича Скворцова (1853 г.), «Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви» (1855 г.) и «Пастырское богословие» (1862 г.) архиепископа Антония (Амфитеатрова), «Православный катехизис» митрополита Филарета (Дроздова; 1857 г.).

 



 
PR-CY.ru