МОХНАТИНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 3

Основные элементы иконографии чудотворной Мохнатинской иконы, местонахождение которой ныне неизвестно, достаточно чётко предстают на фотографии рубежа XIX и ХХ вв., несмотря на значительные утраты лично́го. Её иконография соответствует иконографии Руденской иконы, которая известна исследователям, в частности, по гравюре Григория Павловича Тепчегорского «Изображение образа Чудотворнаго Пресвтыя Бцы Руденской яже мнози слепыя хромыя прокаженныи всякими недугами одержими получиша исцеление» в рукописном сб. «Солнце Пресветлое» Симеона Моховикова (Научная библиотека МГУ, 1714–1715 гг.). Возможные сомнения относительно иконографического извода Мохнатинской иконы Божьей Матери, в том числе в отношении общих истоков данного извода, окончательно рассеивает гравюра «Истинное изображение чудотворного образа Пртой Бцы Мохнатинской», подлинник которой находился в собрании Адама Васильевича Олсуфьева и был опубликован Дмитрием Александровичем Ровинским. На гравюре, выполненной резцом, представлено изображение коронованной Божьей Матери Ченстоховской, вплоть до раны от сабельных ударов на правой ланите; над Богоматерью вверху надпись: «И слово плот быст и вселися в ны» (Ин. 1:14), внизу размещены строки из молитвы к Пресвятой Богородице «Царице моя Преблагая». Службы Мохнатинской иконе Божьей Матери совершали в первое воскресенье каждого месяца. К этому дню из ближних и дальних сёл и из города Чернигова собирался народ; «служение Божественное Литургии в эти дни начинается и ныне часом около десяти утра, чтобы дать возможность прибыть в храм иноприходным. После литургии совершается крестный ход к колодцу вблизи храма, где бывает торжественное водоосвящение. Но с особенною торжественностью совершается Богослужение в честь Мохнатинского образа Богоматери в десятое воскресение после Светлого праздника Пасхи. Это, так сказать, храмовый праздник в честь сего образа; накануне этого дня совершается торжественное всенощное бдение, иногда и собором. Утром пред литургиею, которая в этот день начинается не ранее десяти часов, бывает чтение акафиста и водоосвящение, а после литургии крестный ход с образом Богоматери вокруг храма. Праздник заканчивается вечернею, после которой во второй раз торжественно читается акафист Богоматери, и бывает внебогослужебное чтение». В конце XIX в. перед Мохнатинской иконой Божьей Матери совершали особые службы, а Руденская икона не упоминалась совсем (в это время чудотворной иконы в храме села Рудня уже не было). Граф Григорий Александрович Милорадович указывал, что в конце XIX в. Руденская икона пребывала «в с. Мохнатине Черниговского уезда, в 15 верстах от Рудни, в 20 от Чернигова, и в 30 от Любеча». Другие авторы считали, что икона была принесена 25 октября 1690 г. под Киев и поставлена в «паненском монастире Покрова в церкви Пресвятыя Богородици», по мнению исследователей, после того, как с неё был сделан список для церкви села Мохнатина, вероятно, около 1691 г., когда Мохнатинской икона Божьей Матери была уже известна своими чудесами, а упоминания о Руденской иконе в этом регионе перестали встречаться.



 
PR-CY.ru