МОХНАТИНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

МОХНАТИНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ (празднование 12 октября; в десятую неделю после Пасхи) – чудотворный образ. В основу многочисленных икон, распространённых на территории Малороссии, легла заимствованная из польской средневековой культуры иконография Ченстоховской иконы Божьей Матери. Эти иконы были известны под различными топонимическими названиями: Дубовичская (Дубовицкая), Новодворская, Печерская икона Божьей Матери из Введенского монастыря в городе Нежине, Руденская (Рудненская), Суражская. Давшее название Мохнатинской иконе Божьей Матери небольшое село Мохнатин Черниговского уезда и губернии, прежде – деревня с приходом в селе Рудня (позже Редьковка Черниговского уезда), находилось в 22 верстах от Любеча по дороге из Чернигова. В храме Рудни находилась чудотворная Руденская икона Божьей Матери, прославление которой пришлось на 1687 г., а история неразрывно связана с Мохнатинской иконой Божьей Матери. Время появления чудотворного образа в Мохнатине исследователям неизвестно, описания 653 чудес от Мохнатинской иконы были зафиксированы в церковной летописи «Чуда Пресвятой Богородицы Мохнатинской деючиися от образа ея чудовнаго» и охватывали период с 1691 по 1781 гг. В конце XIX в. было опубликовано описание 12 наиболее показательных чудес. Первое датировано 1 октября 1691 г., когда в день Покрова Пресвятой Богородицы получила исцеление «жителька» села Мохнатин Анна Кондратова Носка. Наиболее часто по молитве к Мохнатинской иконе получали исцеление: страдающие от болезней ног (чудо первое; 19-е – Максим Дейнеченко из Рудни Клюсовской Стародубского уезда); бесноватые (чудо 15-е – Василий Пашнихонок из села Сытой Буды); глухие (чудо 41-е – Феодора Прищепиха из села Пекуровка Городнянского уезда); расслабленные (чудо 51-е – Иван Панченко из села Кривец Стародубского уезда); слепые и слепорождённые (чудо 54-е – Терентий Осипович из города Могилёва; чудо 607-е – сын священника Конона Якевича, викария Благовещенской церкви города Чернигова); роженицы (чудо 616-е – жена Иоанна Доброницкого); тяжелобольные, которых считали уже «полумёртвыми» (чудо 293-е – пан Красовский, есаул Черниговский; чудо 329-е – Фёдор, сын пана Василия Солонины из Козельца; чудо 615-е – Василий, сын Стефана Тернавского; чудо 620-е – Яков Лизогуб). Народное предание о Мохнатинской иконе было записано местным священником Лопуцким 31 мая 1851 г.: «По дороге от Чернигова к Любечу были церкви только в с. Рудне и Донжике, деревня Мохнатин принадлежала приходом к селу Рудне.

 



 
PR-CY.ru