МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ - Страница 3

Однако особое внимание к раннему периоду истории христианства, пробудившееся после появления протестантизма, снова привлекло интерес учёных к писаниям апостольских мужей. Исследователи отмечают, что сочинениям апостольских мужей свойственны многие черты раннехристианской доникейской литературы. В триадологии их объединяют субординационизм, порой отсутствие чёткого разграничения между Святым Духом как Лицом  и как общим именованием божественной природы («бинитаризм» Ермы и второго «Послания Климента»). К общим чертам исследователи относят влияние так называемого иудеохристианства, т.е. иудейского богословия межзаветного периода (например, применение к Христу архаических ветхозаветных представлений о Нём как об Ангеле и Посреднике, а также в целом ангелология Ермы), полемика с гностецизмом и докетизмом, хилиазм («Дидахе», «Послание Варнавы», фрагменты сочинений Папия). Если в «Дидахе» зафиксирован переходный этап в становлении раннехристианской иерархии, когда значительная роль отводилась ещё странствующим учителям и пророкам, то в посланиях священномученика Игнатия Богоносца епископ уже играет центральную роль в организации местной церковной общины, а священномученик Климент Римский подчёркивает роль апостольского преемства. Мужи апостольские настаивали на значении Ветхого Завета, хотя ценность его сравнительно с Новым Заветом понималась ими по-разному. В писаниях апостольских мужей исследователи встречают прямое или косвенное цитирование большинства произведений, вошедших в новозаветный канон. Цитаты из апокрифических произведений сравнительно редкие. Исследователи отмечают, что экзегезе апостольских мужей свойствен, в основном, типологический метод, хотя аллегореза, характерная для Александрийской школы (см. ст. Богословские школы Древней церкви), проявляется уже в «Послании Варнавы». Из церковных таинств евхаристия упоминается в «Дидахе», а также в посланиях священномученика Игнатия Богоносца как «плоть Господа нашего Иисуса Христа». Покаяние, к которому следует обращаться в случае совершения греха после крещения, является центральной темой «Пастыря» Ермы. В «Дидахе» и в «Послании Варнавы» говорится об исповеди. В этике Ерма  и Варнава настаивают на необходимости добрых дел для спасения.



 
PR-CY.ru