МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ - Страница 2

К литературе мужей апостольских исследователи также относят: «Дидахе» (после первой публикации памятника в 1883 г.); «Послание Варнавы», приписанное апостолу, но датируемое II в.; «Пастырь» Ермы (около 140 – 150 г.; считалось, что этого Ерму упоминает апостол Павел (Рим. 16:14), но, согласно «Канону Муратори», он был братом Римского епископа Пия I); фрагменты сочинений Папия Иерапольского, который был, по утверждению священномученика Иринея Лионского, учеником апостола Иоанна Богослова, но, скорее всего (как полагают исследователи) – некоего «пресвитера», с тем же именем; второе Послание священномученика Климента Римского, написанное неизвестным автором. «Послание Диагнету», ранее причислявшееся к писаниям мужей апостольских, в настоящее время исследователи относят к литературе раннехристианских апологетов. По большей части творения апостольских мужей (за исключением произведений Ермы и Папия Иерапольского) являются посланиями, написанными с конкретными целями в связи с нуждами тех или иных общин, поэтому в них отсутствует систематическое богословское учение. Исследователи отмечают, что апостольских мужей отличают сравнительная простота мыслей и языка, высокое горение духа, стремление умереть за Христа, Второе пришествие Которого ими скоро ожидалось, побуждение христиан к высокой моральной жизни. Географически писания мужей апостольских охватывают довольно широкий регион: Рим (священномученик Климент Римский и Ерма), Малую Азию (священномученики Поликарп Смирнский и Антиохийский епископ Игнатий Богоносец), Фригию (Папий Иерапольский), Египет («Послание Варнавы»), Сирию («Дидахе»). Хронологическая и тематическая близость апостольских мужей к апостолам способствовала тому, что их писания часто включались в состав библейских рукописей и следовали непосредственно за Новым Заветом. Так, сочинения священномученика Климента Римского вошли в «Александрийский кодекс», «Пастырь» Ермы и «Послание Варнавы» – в «Синайский кодекс». Тем самым сочинения апостольских мужей являются как бы переходным звеном от Нового Завета к более поздним святоотеческим творениям. После установления новозаветного канона в IV в. и исключения из него писаний апостольских мужей интерес к этим произведениям в Византии стал резко падать, поскольку и историческая реальность, и посленикейское богословие сильно отличались от зафиксированных в этой литературе.

 



 
PR-CY.ru