МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ

МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ, иногда «апостольские отцы» (лат. «patres apostolici») – общее название для некоторых раннехристианских авторов конца I в. – первой половины II в. Часто встречающееся утверждение о том, что название «апостольские мужи» появилось только в Новое время, по мнению исследователей, не соответствует действительности. Игнатий Богоносец (I в. – начало II в.) приветствовал христианские общины в «Послании к Траллийцам» «по образу апостольскому». Эпитет «апостольский учитель» появляется уже в «Мученичестве Поликарпа Смирнского». Священномученик Климент Александрийский (II–III вв.) использует выражение «апостольский муж» применительно к апостолу Варнаве, и это выражение употребляется как вполне привычное в «Мученичестве Игнатия Богоносца». Тертуллиан (155/165 – 220/240 гг.) отличает апостольских мужей («apostolic» или «apostolici viri») от апостолов («apostolic»), употребляя первое выражение в смысле «ученик апостолов». Константинопольский патриарх Фотий I (858–867, 877–886 гг.) называет мужами апостольскими Папия Иерапольского и Иринея Лионского. Сочинения апостольских мужей как отдельная группа собраны в Святогробской иерусалимской рукописи 1056 г., обнаруженной лишь в XIX в. (тексты впервые изданы митрополитом Филофеем Вриеннием в 1875 и 1883 гг.). В неё включены «Послание апостола Варнавы», первое и второе Послания Римского епископа Климента, «Дидахе» («Учение 12 апостолов») и 12 посланий Игнатия Богоносца в пространной (интерполированной) форме. В научный обиход термин «мужи апостольские» и соответствующий перечень авторов и произведений вошли с XVII в. В 1672 г. Жан-Батист Котелье издал в Париже «Творения святых отцов, живших в апостольские времена» («Patrum qui temporibus apostolicis floruerunt opera»). Собрание включало творения Варнавы, Ермы, священномучеников Климента Римского, Игнатия Богоносца и Поликарпа Смирнского. Это длинное название подверглось сокращению и окончательно устоялось как «апостольские отцы» в изданиях Уильяма Уэйка («The Genuine Epistles of the Apostolical Fathers»). С этого времени выражение «апостольские мужи (отцы)» получило распространение в патрологии. Исследователи отмечают, что в собственном смысле слова мужами апостольскими (т.е. учениками апостолов) могут называться лишь три автора: священномученик Климент Римский, который «лицезрел блаженных апостолов [Петра и Павла] и общался с ними», священномученик Игнатий Богоносец (древняя традиция расходится в том, учеником какого именно апостола он был) и священномученик Поликарп Смирнский, «наставленный апостолами», который был учеником апостола Иоанна Богослова.

 



 
PR-CY.ru