МАТВЕЕВ Николай Васильевич - Страница 3

Специально для этого случая был собран увеличенный состав хора, были приглашены лучшие солисты Москвы. Эти пластинки были популярными в церковных кругах России и за рубежом, стали достойным памятником времени и самому Н.В. Матвееву. Он вошёл в историю отечественного регентского и церковно-певческого искусства ХХ в. наряду с Василием Сергеевичем Орловым, Николаем Михайловичем Данилиным, Павлом Григорьевичем Чесноковым, Михаилом Георгиевичем Климовым, Александром Васильевичем Александровым, Виктором Степановичем Комаровым, архимандритом Матфеем (Мормылём). Н.В. Матвеев – представитель концертного стиля в церковном пении, который предполагает наличие большого профессионального хора с репертуаром из русской хоровой церковной классики – произведений Дмитрия Степановича Бортнянского, Степана Аникиевича Дегтярёва, Артемия Лукьяновича Веделя, Алексея Фёдоровича Львова, Александра Андреевича Архангельского и других церковных композиторов. Исследователи отмечают, что этому стилю пения и богослужения присуща торжественность, соответствующая традиции архиерейского служения. Все перечисленные признаки не исключают молитвенности пения, что и было свойственно звучанию хора под управлением Н.В. Матвеева. В исполнительском стиле Н.В. Матвеев следовал традициям московской церковно-певческой школы и, в частности, Синодального хора. Н.В. Матвеев ценил творческое начало в других людях, владел церковным репертуаром и сам в меру сил и с присущей ему скромностью подготовил несколько аранжировок и переложений, оставшихся неизданными. Так, до настоящего времени некоторые церковные хоры исполняют за богослужением «Покаяния отверзи ми двери» А.Л. Веделя в редакции Н.В. Матвеев. В хоровых библиотеках отдельных храмов хранятся величания ряду праздников и святым, написанные Н.В. Матвеевым для большого хора и солистов. Несмотря на многолетнее регентское служение в Москве и работу в лавре, Н.В. Матвеев практически не оставил учеников (как и В.С. Орлов в Синодальном хоре, М.Г. Климов в Придворной певческой капелле, В.С. Комаров в соборе Богоявления в Елохове), поскольку, являясь творческой личностью со своими жизненными и профессиональными принципами, он считал любое копирование или подражание обесцененным и упрощённым. Тем не менее, его учениками исследователи считают регента Скорбященского храма и руководителя Московского Синодального хора Алексея Александровича Пузакова и регента храма Христа Спасителя Ильи Борисовича Толкачёва. В конце 1980 гг., будучи ещё молодыми людьми, помогая Н.В. Матвееву на клиросе или замещая его, они наблюдали за его жестами, его трактовками песнопений, его манерой общаться с певчими и вести хор, старались понять и усвоить его общий регентский подход, что и позволило им стать его последователями.



 
PR-CY.ru