МАТВЕЕВ Николай Васильевич

МАТВЕЕВ Николай Васильевич (1909–1992 гг.) – регент, педагог. Родился в семье железнодорожного служащего. Родители Н.В. Матвеева, будучи глубоко верующими, привили ему любовь к богослужению и церковному пению. В 1915 г. семья Н.В. Матвеева эвакуировалась в город Новозыбков (Черниговская губерния), в 1918 г. переехала в Сергиевский посад (Московская губерния; с 1919 г. – Сергиев, с 1930 г. – Загорск, ныне Сергиев Посад), где в том же году Н.В. Матвеев начал учиться в музыкальной школе и петь в хоре Ильинской церкви. В 1925–1930 гг. учился на вечернем дирижёрско-хоровом отделении первого музыкального техникума. В 15 лет начал руководить школьным хоровым кружком, с 18 лет – церковными хорами в Сергиеве. В 1930–1935 гг. учился в Московском архитектурном институте, впоследствии работал в проектных организациях города. С началом Великой Отечественной войны был привлечён к сооружению оборонительных укреплений вокруг Москвы. Награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». После войны занимался восстановлением разрушенных зданий. С 1945 г. был регентом в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Черкизове (ныне посёлок Пушкинского района Московской области). Весной 1948 г., оставив архитектурную деятельность, Н.В. Матвеев посвятил себя церковному служению в качестве регента во вновь открывшейся церкви Преображения Господня (иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость») на Большой Ордынке по приглашению настоятеля храма протоиерея Михаила Викентьевича Зёрнова, служившего раньше в Покровской церкви в Черкизове (с 1961 г. – Киприан (Зёрнов), епископ Подольский, затем епископ Дмитровский, с 1963 г. – архиепископ, с 1964 г. – архиепископ Берлинский и Среднеевропейский). С 1952 г. Н.В. Матвеев учился на заочном отделении дирижёрско-хорового факультета Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных, который окончил в 1957 г. с отличием по классу хорового дирижирования у профессора Клавдия Борисовича Птицы. Годы сотрудничества с владыкой Киприаном (Зёрновым), который в 1966–1987 гг. был почётным настоятелем храма, оказались наиболее плодотворными для Н.В. Матвеева. Они оба обладали тонким вкусом в выборе репертуара, ценили творчество выдающихся русских композиторов. Событиями церковной и музыкальной жизни Москвы становились дни поминовения великих русских композиторов – Петра Ильича Чайковского, Сергея Васильевича Рахманинова, а также Дмитрия Степановича Бортнянского, Артемия Лукьяновича Веделя, Алексея Фёдоровича Львова, Александра Васильевича Никольского, Павла Григорьевича Чеснокова, когда хор Скорбященского храма за богослужением исполнял литургические циклы этих авторов. Особенно известными стали исполнения «Всенощного бдения» С.В. Рахманинова и «Литургии» П.И. Чайковского, собиравшие ценителей церковной музыки со всей Москвы.

 



 
PR-CY.ru